≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
»конографи€ праздника ¬ведени€.
опубликовано:  атерина, ƒата: —уббота 03 декабр€ 2011 - 23:20:48
¬¬≈ƒ≈Ќ»≈ ¬ќ ’–јћ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


Ђ» вот исполнилось –ебенку три года, и сказал »оаким: ѕозовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут сто€ть с зажженными (светильниками), чтобы ƒит€ не воротилось назад и чтобы полюбила ќна в сердце —воем храм √осподень. » сделали так по дороге к храму √осподню. » жрец прин€л ≈е, и, поцеловав, дал благословение, сказав: √осподь возвеличит им€ “вое во всех родах, ибо через “еб€ €вит √осподь в последние дни сынам »зраил€ искупление. » посадил ≈е на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Ќее благодать √осподн€, и ќна прыгала от радости, и полюбил ≈е весь народ »зраил€. » ушли ≈е родители, удивл€€сь и вознос€ хвалу √осподу, что ƒочь не повернула назад. Ќаходилась же ћари€ в храме √осподнем, как голубка, и пищу принимала из рук јнгелаї.

ѕразднование ¬ведени€ Ѕогородицы во храм, по мнению историков, начинаетс€ с VIII столети€. ќб этом, в частности, свидетельствует произведение св€того патриарха  онстантинопольского √ермана Ђѕохвала ѕресв€той нашей √оспоже и Ѕогородице, егда принесена бысть в церковь родителем своим треми леты сущиї. ј в IX веке по€вл€ютс€ два канона, посв€щенных празднику: автором одного €вл€етс€ √еоргий Ќикомидийский, другого - преподобный »осиф ѕеснописец.
»конографи€ праздника мало измен€лась со временем, и содержит основные типичные черты. ¬ центре Ц ѕресв€та€ ƒева. “рехлетн€€ ћари€ одета в характерный дл€ всей богородичной иконографии мафорий, который исторически €вл€лс€ одеждой замужних палестинских женщин. ‘игурка ѕресв€той ƒевы изображена значительно меньше других фигур, но весь ≈е облик - не детский. Ётой деталью подчеркиваетс€ и насто€щее особое избранничество —в€той ёницы, и гр€дущее великое предназначение Ѕожией ћатери. —в€тые праведные Ѕогоотцы изображены или р€дом со св€той ћладеницею, или же позади сопровождающих ≈е дев. ѕервосв€щенник «ахари€ в поклоне склон€етс€ к будущей ѕресв€той Ѕогородительнице. ¬ верхнем углу иконы, за фигурой первосв€щенника помещена характерна€ сцена: ѕресв€та€ ƒева принимает пищу от јнгела.

—амыми ранними изображени€ми на тему праздника в русской иконографии исследователи считают композицию в приделе »оакима и јнны —офийского собора в  иеве, относ€щуюс€ к XI веку и фреску XIV века, котора€ была помещена на северной стене новгородской церкви ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы на ¬олотовом поле. » сам храм, и его росписи были уничтожены фашистами в годы ¬еликой ќтечественной войны. ‘реска располагалась по сторонам окна храма. —права от окна были изображены юные девы, сопровождающие Ѕогородицу в храм. —лева Ц св€тые праведные »оаким и јнна, ѕресв€та€ ёница, первосв€щенник «ахари€, встречающий ≈е, а в левом верхнем углу Ц јнгел, принос€щий пищу Ѕогородице. Ќаправление движени€ фигур Ц справа налево. »конографи€ праздника символически отображает торжественную процессию, сопровождение ѕресв€той ƒевы в храм Ѕожий, где ќна будет возрастать до невиданного дл€ земного человека духовного подвига.

Ђƒнесь Ѕоговместимый храм Ѕогородица в храм √осподень приводитс€, и «ахари€ —ию приемлет: днесь св€та€ св€тых радуютс€, и лик јнгельский таинственно торжествуетї, - поетс€ в стихире праздника.
ѕребывание ѕресв€той ќтроковицы в храме, где ќна постигала полноту духовной мудрости и смирени€, €вл€етс€ прообразом будущих христианских монастырей. »менно поэтому многие монастыри и храмы на –уси устраивались в честь праздника ¬ведени€. ¬семирно известным ¬веденским монастырем €вл€етс€ ќптина пустынь, св€тые старцы которой примером высочайшего личного духовного подвига показали, что спасение наиболее возможно именно в стенах православного храма.

—. јлексеев. «рима€ истина
 нига о православной иконе дл€ семьи и школы
—ѕб.: Ћадан, “роицка€ школа, 2006 г


¬ведение Ѕожией ћатери во ’рам

Ц  то, кроме —амой ћарии и ≈Є родителей, »оакима и јнны, изображЄн на иконе?

Ц ƒействительно, не только родители пришли проводить ћарию. –€дом с ними сто€т девушки с зажжЄнными свечами Ц такова была традици€ проводов людей, посв€щаемых Ѕогу, из мирской жизни. ќбратите внимание на одежду девушек: на них длинные хитоны, сверху Ц туники. »х головы и руки открыты. »менно так в ѕалестине в то врем€ одевались молодые незамужние девушки.

Ц ѕочему же тогда ћари€ одета по-другому?

Ц ћари€ одета так, как одевались в то врем€ взрослые замужние женщины. “ак же одета и мать ћарии Ц св€та€ јнна. Ётой деталью подчЄркиваетс€ будущее великое предназначение ƒевы ћарии Ч стать ћатерью Ѕога.

Ц  то встречает ћарию у дверей ’рама?

Ц Ёто св€щенник «ахари€. Ѕог открыл ему, что перед ним Ц не просто девочка, а »збранница Ѕожи€. ¬от почему св€щенник не только благословл€ет ћарию, но и сам склон€етс€ перед Ќей.

Ц „то ещЄ на иконе говорит о том, что ћари€ Ц не просто ребЄнок, но »збранница Ѕога?

Ц ќбратите внимание на шатЄр с четырьм€ колоннами. ќн называетс€ киворий и здесь, на иконе, символически обозначает —в€та€ —в€тых »ерусалимского ’рама. ќбратите внимание, как расположена завеса на кивории: она не закрывает —в€та€ —в€тых от посторонних взоров, а наоборот, открыта дл€ ћарии! »конописец этим хочет сказать, что «ахари€ ввЄл ћарию в —в€та€ —в€тых ’рама Ц в то место, куда мог входить только первосв€щенник, и то Ц лишь один раз в год.

Ц ј что это за девочка и ангел р€дом с ней в углу иконы?

Ц Ёто тоже ƒева ћари€, а р€дом с Ќей Ц јнгел (в некоторых источниках Ц јрхангел √авриил), который сопровождал Ѕогоматерь на прот€жении всей ≈Є жизни, принос€ ≈й вести от Ѕога. ¬ данном случае изображена сцена из жизни ƒевы ћарии, когда ќна уже жила в ’раме: јнгел приносил ≈й еду. Ќа иконе видно, что он прот€гивает ≈й круглый хлеб.



COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.