≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
ћожно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?
опубликовано:  атерина, ƒата: —реда 29 июл€ 2020 - 18:14:15
Ѕлест€щий практик и попул€ризатор, доктор психологических наук, профессор ћ√” им. ћ. ¬. Ћомоносова ёли€ Ѕорисовна
√иппенрейтер



–одители продолжают Ђвоспитыватьї, вмешиватьс€ в жизнь ребенка,даже когда тот давно вырос.

ё. √.: “акое отношение Ц это насилие над ребенком. » не только над теми, кто вырос, но и над маленькими детьми. ” каждого ребенка свой процесс осмыслени€, свой темп развити€, роста. Ќам нельз€ вмешиватьс€ в этот процесс, тем более вмешиватьс€ неаккуратно. Ёто значит нарушать его! –одители должны быть помощниками: это как с растением Ц его нужно подпитывать, защищать, а не т€нуть за верхушку, не торопить.

Ќо есть еще и внешние требовани€: что ребенок должен уметь к определенному возрастуЕ

ё. √.: ¬еликий математик ¬ладимир јрнольд вспоминал, как в конце первого класса учительница вызвала его мать и сказала: Ђя вашего сына перевести не могу, он до сих пор не выучил таблицу умножени€, складывает в уме числа, вместо того чтобы умножатьї. Ќо у него отец профессор, дед профессор Ц не может быть! » вот что придумала тогда бабушка Ц сделала карты, наподобие игральных, но с примерами: семью восемь или п€тью три. ј на другой стороне Ц ответ. » они стали вместе играть: Ђѕ€тью шестьї. Ц Ђ“ридцатьї, Ц говорит ¬олод€. ќткладывают карточку в одну сторону. ј если неправильный ответ, то в другую. » так с одной стороны стопка карт худела, а с другой росла... “ак он быстро выучил всю таблицу умножени€. ѕочему? ”чительница требовала автоматических ответов, а мальчик вдумывалс€, ему надо было пон€ть. ќна ему грозила наказанием: не переведу. ј бабушка превратила обучение в игру и достигла нужного результата, не принужда€ ребенка, а следу€ за ним.

Ќасколько совпадают интересы школы и родителей?

ё. √.: Ўкола как организаци€ не заинтересована в развитии творческого мышлени€ и самосто€тельности ребенка. ќна построена на спущенных сверху задани€х, программах, методиках. » требует беспрекословного их выполнени€. ѕо сути школа Ц это лаборатори€ по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. ќн исполнитель. ƒл€ творчества у него не остаетс€ времени, мысли. ј волева€ личность рождаетс€, только когда ребенок растет в атмосфере свободы, инициативы, любопытства, поиска.

ѕрин€то думать, что волевой человек как раз может себ€ заставить делать то, чего не хочетЕ


ё. √.: ¬ол€ Ц это пон€тие, неприменимое к действию. ќно применимо к личности. ¬ол€ Ц это свободна€ энерги€, а волева€ личность Ц тот, у кого есть эта энерги€ и кто делает то, что ему интересно. ‘изиолог ѕавлов зарплату забывал получать, обедать забывал, так его увлекали его исследовани€. ƒавайте такую волю у ребенка воспитывать, чтобы он хотел что-то делать и делал, чтобы у него было живое желание и интерес. ј когда его заставл€ют, запугивают, как та учительница, котора€ говорит: ЂЌе переведуї, или Ђ¬се выучили, а ты почему такой глупый?ї Ц в ребенка всел€ют страх и чувство неполноценности. ” него пропадает энерги€, стремление что-то делать. ѕоэтому родител€м приходитс€ сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. ¬дохновл€ть Ц вот задача взрослого. ≈сли школа этого не делает, значит, должны делать родители Ц по крайней мере первые шаги в этом направлении. ќсвободить ребенка от принудиловки, сказать ему: Ђ“ы не долженї.

Ќо можно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?

ё. √.: ѕрежде всего необходимо учитьс€ понимать, чего он действительно хочет и почему он этого хочет.

»нтересное наблюдение сделала одна мама. ≈й казалось, сын испытывает ее терпение: он смотрел много раз подр€д мультфильм, который ей категорически не нравилс€. ј мать упрекала его: Ђ” теб€ есть масса развивающих программ, книг и игр, займись чем-нибудь другим, в конце концов! Ётот мультфильм больше смотреть нельз€ї. ѕосле чего следовали слезы, истерики и обиды. Ќо потом мать прошла курс активного слушани€ и попробовала изменить тактику. Ђ“ы хочешь, чтобы € включила тебе этот мультфильмї, Ц говорит она в утвердительной форме. Ц Ђƒа, хочу смотреть именно этот мультфильм, потому что он мне очень нравитс€!ї Ц Ђ“ебе очень нравитс€ именно этот мультфильмї, Ц говорит она. Ђƒа, очень!ї Ц отвечает мальчик. ћать выдерживает паузу. ЂЌо ты никогда не разрешаешь мне его смотретьї, Ц продолжает мальчик. “огда мама говорит: Ђ“ы сердишьс€ из-за того, что мама не разрешает тебе смотреть мультфильм, который тебе очень нравитс€ї. Ц Ђƒа, мне этого так хочетс€!ї » после паузы: Ђя хочу смотреть фильм с тобой, мамаї. ћы видим, что в ребенке идет какой-то свой, особенный процесс. Ђ“еб€ не было дома целый день, и € очень соскучилс€ї. ћама оп€ть повтор€ет: Ђ“ы очень соскучилс€, мой малыш, и хочешь со мной смотреть мультфильмї. Ц Ђƒа, очень хочуї. ќна обнимает ребенка. ќн бежит в свою комнату, приносит... диск Ђ”чимс€ читатьї и предлагает посмотреть его немного, а потом просто вместе почитать его любимую книгу. „то произошло? ћать услышала наконец, что на самом деле ребенок хотел ласки и понимани€. Ёто парадоксальное поведение Ц рассердить, чтобы получить внимание, Ц очень типично дл€ детей.

«начит, можно иногда разрешить не делать то, чего он не хочет?

ё. √.:  онечно, не всегда надо подчин€тьс€ жестким правилам. ≈сли, например, дочь просит: Ђ–азреши мне не ходить в школу хот€ бы сегодн€. я больше не могу!ї Цпочему бы не разрешить ей это, если вы будете уверены, что она в школе не отстанет. Ќо ребенка важно подстраховывать, защищать.  ак только он начал хромать в каком-нибудь учебном предмете, бейте тревогу. Ќачните вытаскивать его как можно раньше. Ќужно определить, в чем трудность, и вытащить. »наче дальше будет снежный ком проблем. ѕотому что, когда не получаетс€, начинает падать самооценка, ухудшаетс€ мнение о себе. ќно ведь мер€етс€ поступками. ’орошо учусь Ц € молодец. ѕомогаю маме Ц € молодец. –ебенку необходимо хорошо относитьс€ к себе. » если этого нет, если Ђ€ учусь плохо, мама на мен€ сердитс€ї, то ему становитс€ очень плохо. Ќо ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включаетс€ механизм самоспасени€.  ак собака целебную траву, он ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. ќн ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки Ц ему все равно. » потому в возрасте 11Ц13 лет может произойти резкое изменение ценностей: дразню учительницу Ц € молодец; не прихожу домой, лазаю по опасным местам Ц € молодец; хулиганю, ворую Ц молодец. ” подростка снова высока€ самооценка Ц но теперь она измер€етс€ по другой шкале.

” некоторых родителей есть страх: если их ребенок в чем-то не преуспел, то их самих оцен€т как Ђплохого отцаї, Ђплохую матьї.

ё. √.: я сейчас пытаюсь представить себе, как получаютс€ такие родители. Ёто значит, что им самим никогда не давали жить, следу€ собственным спонтанным желани€м, их посто€нно оценивали. ” них не было своего мнени€, они не чувствовали, что имеют право распр€митьс€ во весь рост и сказать свое слово. я бы с такой мамой поговорила о том, что она сама думает о своем ребенке, о том, как она его любит и чем ему помогает. » посоветовала бы никого не слушать!

ƒаже если это учитель?

ё. √.: ≈сть разные варианты общени€, и надо искать подход€щий. ќдна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и прин€лась ругать ее сына: он такой-с€кой, он и п€тое, и дес€тое. Ќо эта мама просто сказала: Ђ«наете, Ќина ѕетровна, € очень люблю своего мальчика!ї » Ќина ѕетровна умолкла. Ёто один вариант ответа. ≈сть и другой, противоположный. Ђ—пасибо, что вы мне это все сказали, € вижу ваше гор€чее желание помочь моему ребенку выбратьс€ из этой непри€тной ситуации. я буду делать то, что вы мне сказалиї. ѕотом прийти и сказать: Ђ¬ы наверн€ка заметили улучшение, и € тоже. я уверена, это благодар€ вашим усили€мї. ”чител€ тоже люди. »х иногда важно успокоить и поддержать. ƒать пон€ть, что цените их работу, уважаете ее. Ќо оценка вашего ребенка остаетс€ в конечном итоге всегда за вами. „то бы вам ни говорили, вы все равно его любите. Ўкола Ц это на врем€. ј ваши отношени€ с ребенком Ц навсегда.





Ќа правах рекламы:
¬ интернет-магазине Ђ арнавальные костюмы дл€ детей и взрослыхї - http://karnavalniy-kostum.ruпредставлен широкий ассортимент карнавальных, новогодних, маскарадных и театральных костюмов. ћы предлагаем костюмы в розницу и оптом от ведущих мировых и отечественных производителей по доступной цене.  ачество наших костюмов отвечает самым высоким требовани€м.

COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.