≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
¬оспитание чувства правды.
опубликовано:  атерина, ƒата: ¬оскресенье 11 марта 2018 - 04:02:52
—егодн€ смотреть на детство и отрочество и трудно, и страшно. ѕорой кажетс€, что, забот€сь о бесконечном множестве частных малых нужд, самое главное ускользает из воспитани€, ускользает то сущностное слово, та необходима€ правда понимани€ жизненных процессов и €влений, котора€ и дает нам возможность осмыслить свои действи€ и чувства, и не с этого ли начинаетс€ насто€ща€ свобода личности?

Ђѕравды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую √осподь, Ѕог твой, дает тебе!ї - призывает нас —в€щенное ѕисание (¬тор. 16: 20).

340 раз слово Ђправдаї с однокоренными словами упоминаетс€ в Ѕиблии.

ѕрежде всего, в самом имени Ѕожием Ц ЂЅлагословл€йте √оспода правды и пре-возносите ÷ар€ вековї (“ов. 13, 6);
Ђ огда € взываю, услышь мен€, Ѕоже правды моей! (ѕс. 4, 2);
ЂЕ ибо √осподь есть Ѕог правды: блаженны все упо-вающие на Ќего!ї (»с. 30, 18).
ЂЕвоздвиг от востока мужа правдыї (»с. 41, 2).

ј сколько этих образов в богослужебных, литургических текстах! ѕервым вспоминаетс€, всем известное Ђ“ебе клан€тис€, —олнце ѕравды, и “ебе ведети с высоты востокаї (“ропарь –ождества ’ристова).

» Ѕог ѕравды дал нам откровение правды, как свой закон.

Ђя √осподь, изрекающий правду, открывающий истину. (»саи€ 45, 19).
Ђявил √осподь спасение —вое, открыл пред очами народов правду —воюї (ѕс. 97, 2).
ЂЅог —в€тый €вит св€тость —вою в правдеї (»с. 5, 16).
Ђ ѕравда и суд - основание престола ≈гої (ѕс. 96, 2).
Ђƒесница “во€ полна правдыї (ѕс. 47, 11).
Ђќткровени€ “вои, которые “ы заповедал, - правда и совершенна€ истинаї (ѕс. 118, 138 ).
Ђѕравда откровений “воих вечна: вразуми мен€, и буду житьї (ѕс. 118, 144).

¬ Ѕиблии многократно повтор€етс€, неуклонно свидетельству-етс€, что √осподь заповедал нам правду как главное дело жизни, как путь.

Ђ“ак говорит √осподь: сохран€йте суд и делайте правду; ибо близко спасение ћое и откровение правды ћоейї. (»с. 56, 1).

[ЂЌачало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Ѕогом, нежели приносить жертвы. »щущий √оспода найдет знание с правдою; истинно ищущие ≈го найдут мир.] ћилосердием и правдою очищаетс€ грех, и страх √осподень отводит от зла. (ѕритч. 16,
5-6).


Ќо сегодн€шний человек встроен в структуру города, школы, класса. ќн растет в несвободе заданных установок, этих параметров нашей цивилизации, это Ц контекст его жизни. ћожно ли и самое главное Ц надо ли возвращать его к правде, к той божественной свободе, свободе чувствовани€, совести, мысли?

—ерьезный вопрос. Ќо ответ прост: смотр€ на чьей мы стороне, в Ђкакой командеї играем?

ЂЌе следуй за большинством на зло, и не решай т€жбы, отступа€ по большинству от правдыї.
(»сх. 23, 2).

≈сли хотим выжить здесь и теперь, заигрываем с этим миром, с его поглощением человека, вт€гиванием его в свою индустрию комфорта, потребительства и разврата, если принимаем Ђзаконы мира сегої, Ц тогда действительно не стоит Ђтабуретки ломатьї, свободу можно вполне заменить удовольствием, правду Ц выгодой.

Ќо если ≈вангельский дух ощутим нами, и духовное сообщество ÷еркви действительно волнует, страшит нас, то не может душа не замирать от предвестий будущего ÷арства Ц царства живых и царства правды. Ђ¬прочем мы, по обетованию ≈го, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правдаї. (2 ѕетра 3,13).


Ђћилость и истина срет€тс€, правда и мир облобызаютс€; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и √осподь даст благо, и земл€ наша даст плод свой; правда пойдет пред Ќим и поставит на путь стопы своиї. (ѕс. 84, 11-14).

Ќе можем мы отречьс€ от этого благовествовани€, нет, нет, не установки мира будем вживл€ть в человека, а его самого, как сосуд Ѕожий сохран€ть: не человек дл€ мира, но мир и жизнь Ц дл€ человека Ѕожи€.

ƒумаетс€, что у сегодн€шней христианской педагогики все-таки есть задача развити€ в человеке чувства правды. –азвитие и поддержание его, так как вообще-то оно соприродно самой душе человека.
Ђƒушею моею € стремилс€ к “ебе ночью, и духом моим € буду искать “еб€ во внутренности моей с раннего утраЕ (»с. 26, 9). Ђ»стаевают очи мои, ожида€ спасени€ “воего и слова правды “воейї (ѕс. 118, 123).



„увство правды Ц центр духовной личности. Ёто и Ц правда чувства, и правда факта, и правда мысли и слова человека
.
ѕравда чувства будет отвращать от лживых про€влений лести, слащавости, голой ходульной идеологичности. ƒуша Ц чувствилище, как свидетельствовали св€тые отцы. » физические, и душевные, внутренние наши чувства Ц наши слуги. ¬оспитание чувств Ц серьезна€ задача.

Ђ» будет препо€санием чресл ≈го правда, и препо€санием бедр ≈го Ц истинаї. (»с. 11, 5).
Ђѕослушайте ћен€, знающие правду, народ, у которого в сердце закон ћой! (»с. 51, 7).
¬оспитание чувств ни в коем случае нельз€ считать делом только эстетического воспитани€.  ак раз эстетическое, как развитие чувства прекрасного, переживание прекрасной формы, не должно быть ведущим. ƒл€ ребенка правда, то есть сущность, важнее формы, он ее чует и ищет повсюду. –ебенок от природы довер€ет жизни, ожидание правды во всем и от всех Ц вот как можно было бы охарактеризовать пору детства.

Ќо мир Ђвоюет на правдуї. ƒуховного опыта противосто€ни€ у ребенка еще нет или мало, и, если не поддержать Ђего правдуї, оказыва€сь обманутым, он отрекаетс€ от голоса совести ради жизни и предает свое внутреннее сокровище.


¬оспитание чувства правды Ц это прежде всего правдивое слово о жизни, котора€ ребенка окружает, не полнота правды, которую ребенку не снести, да и не вс€кому взрослому по силам. Ќо та мера правды, котора€ по€сн€ла бы и уточн€ла окружающий ребенка мир, мир не столько его чувств, сколько предметов и €влений, действий и, конечно же, слов. „увства зреют внутри, их не следует братьс€ формировать.

¬оспитание чувств Ц это настройка тончайшего прибора Ц человеческой личности. ѕо€сн€йте окружающее, происход€щее, рассматривайте природу, трудитесь вместе Ц и эта настройка, а вернее самонастройка будет происходить сама.

Ќельз€ не сказать только, что чем меньше ребенок видит плохого, тем лучше. ј уж если довелось ему быть свидетелем какого-нибудь зла, пережить насмешку, издевку, непри€знь, страхЕ то, не надо с ним разбирать эти чувства, ни обидчика укор€ть и по€сн€ть, почему он так сделал, ни его ответные чувства приводить к какому-то Ђдопустимому уровнюї.

Ќет, в нашей практике мы видели, как дл€ ребенка самого т€жела ноша чувств, и как только есть возможность уйти в какое-нибудь действие, он бросаетс€ в него с головой. Ќе обращайте его к его чувствам, не учите душу дышать, она это отрод€сь умеет. Ѕыть р€дом Ц это воврем€ предложить какое-нибудь подход€щее дело-действие. ј чувства, если они захлестнули сердце, в процессе этого дела Ц сами придут в свою норму, только дайте врем€.


ѕравда факта. „то мы понимаем под этим? „увство живого органического пространства с его живыми процессами и силами и в противоположность ему Ц интуитивное чувствование лживого, поддельного, фальсифицированного.

Ђ√ород правды, столица верна€ї (»с. 1, 26). Ђќ, если бы ты внимал заповед€м ћоим! тогда мир твой был бы как река, и правда тво€ - как волны морскиеї (»с. 48, 18).
ѕо€сним.

∆изнь физическа€ полна не только предметов, но процессов, €влений. ќни могут быть органическими, то есть естественными, свободными, соразмерными своей силе и направлению. ¬се природные и биологические €влени€ таковы. Ќо жизнь составл€ют не только эти физические процессы и €влени€, даже следовало бы сказать Ц не столько они; жизнь, прежде всего Ц встреча этих живых природных сил с творческой, эмоциональной и духовной силой человека.

ќрганическа€ жизнь Ц это соответствие сил, действующих в среде, самому пространству действи€, это естественное возникновение, развитие и завершение €влений, естественное течение процессов. „увство органического целого Ц вот что такое правда факта. » оно естественно дл€ человека, так как он сам Ц часть этого целого, но свободна€, волева€ его часть.
ЂЅлагословенно дерево, чрез которое бывает правда!ї (ѕрем. —ол. 14, 7).

¬ол€ наша может созидать, а может и разрушать целое жизни, может растить, укрепл€ть его, не наруша€ живых процессов внутри этого божественного творени€, а может и воевать с ним, как неразумное дит€ воюет на мать.
Ђƒа будет вол€ тво€ї Ц молим мы “ворца, чувству€ в себе эту одновременно и созидательную и разрушительную силу, дарованную человеку Ц Ђили хощу или не хощу, спаси м€ї. Ќо, упова€ на “ворца, на откровение правды, сами должны готовить себ€ к ней.

ѕравда факта, чувство органического целого воспитываетс€, прежде всего, нахождением, восстановлением контекста действи€. Ћюбое €вление должно быть рассматриваемо в контексте исторического, культурного и природного пространства Ц в св€з€х всех действующих в этот момент времени сил. ќторванный от контекста факт не может быть осмыслен, и чем шире контекст, тем полнее может быть усмотрено значение того или иного €влени€, природы ли, культуры ли, общества. ѕроцессы органические встречаютс€ в нашем мире с €влени€ми механическими, живое с неживым, косным. Ќеживое, косное Ц это то, что не устремлено к единству с живым органическим целым, а преследует частные цели, рекламы ли, наживы, самоутверждени€ лиЕ “олько контекст может вы€вить сущность, жизненность, органичность, или обнаружить искусственность, ложность, фальсификацию того или иного факта.

Ќо что значит восстановить контекст €влени€? Ёто значит увидеть как можно больше окружающих его процессов и обнаружить его Ђаристотелевы причиныї. Ќужно учить детей вы€вл€ть глубину и структуру вс€кого €влени€ и процесса, искать истинный центр т€готени€, и затем пытатьс€ уловить св€зи, подоби€, параллели и противодействи€ этого нового €влени€ и уже знакомого, родного потока жизни, осмысленного личного частного и общественного опыта.

„увство правды не есть что-то привносимое в существо человека. ћ.÷ветаева говорила, что поэт Ц это душевно-художественный рефлекс. “ак же и чувство правды есть рефлекс живого человеческого сердца, ума, всей пам€ти жизни, прожитой поколени€ми. —егодн€ в нашем общественном и личном бытии происходит активное угнетение этого душевно-духовного рефлекса. ќрганизаци€ эмоций, фальсификаци€ фактов истории и культуры, манипул€ци€ сознанием человека стали в наше врем€ почти нормой общественного быти€. »нформационный натиск, недифференцированный поток усеченных, вырванных их контекста фактов, скорость подачи материала, наконец, отсутствие времени на реакцию Ц все подталкивает сегодн€ человека к легковерию и поверхностному воспри€тию, делает его послушным и легко управл€емым, как заводна€ механическа€ игрушка.


ѕравда факта это чувствование живого и неживого, естественного и сфабрикованного, заданного с какой бы то ни было целью или рожденного. Ќо мы должны быть готовы к тому, что в противоположность чувству единства с этим живым органическим целым в человеке под воздействием среды может вырасти и желание стать механической частью заданного механического целого. Ёто будет и проще и удобней и выгодней. ѕоступитьс€ надо будет только одним Ц правдой.
—обственно об этой угрозе утраты чувства живого давно говорили пророчествующие писатели-фантасты всего мира (Ѕредбери, брать€ —тругацкие, —танислав Ћэм и др.) ”трата чувства правды факта ведет к механистичности жизни, человек перестает отрицать зло и растит в себе потребительское отношение к миру и ко всему, что его наполн€ет, к самому бытию.
ЂЋучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдоюї. (ѕритч. 16, 8 ).
ѕравда факта, дйла теснейшим образом сопр€жена с правдой слова и мысли. —лово наше уже есть дело.
“ворческое начало личности, дух человека сплетены с миром. Ќет природы, отделенной от нашего Ђяї. ќрганические процессы мира спа€ны с внутренним миром раненого грехом человека. ”м, дух человека Ц творческие движители мира. Ќе к естественному бытию призван человек, а к вышеестественному, органичным дл€ него €вл€етс€ не следование природе, а следование ƒуху не за солнцем мира идем Ц за —олнцем ѕравды.

ћысль и речь человека больше, чем что бы то ни было свидетельствуют о его внутреннем бытии. ƒуша движетс€, но куда? ѕравда мысли Ц это честный путь созерцани€, сопр€жени€ образов своей жизни, своих впечатлений, чувствований с силой высшей правды, котора€ открываетс€ нам в опыте жизни.  ак учить правде мысли? Ќе учить краснобайству, риторике, эффектным оборотам речи. Ќе учить работать на публику, не учить нравитьс€ ей, не учить говорить без понимани€ и без веры в то, что говоришь. —лово Ц свидетельство. ЂЌе сотвори свидетельства ложна!ї Ќо ложным наше слово €вл€етс€ и тогда, когда оно не наше, не прочувствовано, не прожито, когда сказано по об€занности, формально. » конечно, вне правды пребывает вс€кое слово конъюнктуры - Ђчего изволите?ї

» здесь надо сказать, что развитие речи должно иметь целью не бойкость речи, а способность к внутреннему слуху. Ќе говорить, а слушать надо учить, слушать жизнь и слова Ѕожии о ней.
Ђя √осподь, изрекающий правду, открывающий истинуї. (»с. 45, 19).
Ђћною кл€нусь: из уст ћоих исходит правда, слово неизменноеЕї (»с. 45, 23)


’ристианска€ педагогика должна учить детей противосто€ть лжи во всех ее формах.

ј что такое ложь? Ёто не выдумка - это слова мира, факты, преподнесенные под таким углом зрени€, представленные в таком ракурсе, что видны только зло, эгоизм, разврат, хищничество. Ћожь противоположна правде, один и тот же факт они освещают по-разному: правда €вл€ет высоту возможностей, ложь опутывает образами падений и представл€ет их единственным пор€дком мира. Ќе потому ли враг Ѕожий назван Ђотцом лжиї.Ћожь Ц частность, раздута€ до размеров всеобщего закона.
Ќо больша€ ложь начинаетс€ с малой, с искажений, фальсификации, неверных акцентов и пр.Ќадо научитьс€ вы€вл€ть их и научить этому детей. » оп€ть первое средство Ц восстановление контекста: где, когда, по какому поводу было сказано то или иное слово, есть ли цель у этого высказывани€, какова его бытова€ или психологическа€ направленность?  ому оно может быть выгодно? —вободно ли оно от оков личных пристрастий и каковы они?
ѕомилуйте! “ак вы и от литературы ничего не оставите! Ќе все ѕ–ј¬ƒј и в литературе. »з€щна€ форма литературных поделок, особенно нынешн€€, технологичный Ђгламурї, одновременно и щекочущий нервы, и утешающий гл€нцем, вполне совместим с ложью. — теми силами и образами тлени€, которые стрем€тс€ поглотить жизнь и временами совсем, кажетс€, покрывают ее своими темными водами.

„еловеческое слово правды Ц это не бытовое слово, конечно, а в первую очередь, слово искусства: поэзии, литературы, музыки, театра, кино. Ёто наши музы-ангелы, посланные служить нам. ќт них, Ђвторых световї ждем €сности, на их положительных образах учимс€ жить, чувствовать, вдохновл€емс€ действовать, и готовим себ€ к воспри€тию ¬ысшей правды. » тут педагогика, став€ща€ перед собой духовные задачи, должна дать дет€м встречу с подлинным искусством, с высотами творческого человеческого духа. Ќе тематическа€, не пластическа€ выборка нужна, а духовно-художественна€, то, что высока€ культура сохранила под названием Ц откровение классики.
¬стреча с подлинным всегда неожиданна новой высокой правдой о жизни, и только подлинное воспитывает вкус. ј вкус дает силу сопротивлени€ пошлости. Ђќ пошлость, ты не подлость, а лишь уют умаї. Ёти строки Ѕэлы јхмадуллиной, сказанные 30 лет назад, сегодн€ взывают к нам, сдавшим, кажетс€, все возможные высоты и рубежи, достигнутые русским и советским искусством. Ќеужели окончательно победила нас, по словам ¬алери€ √аврилина, Ђобывательска€ идеологи€ с ее приобретательским фетишизмом, фетишизмом вещей, фетишизмом личного миркаї! Ђ¬едь ужас этих качеств в том, - продолжает он, - что они Ђразобщаютї общество, лишают его общих идейных установок, общности духовной, ибо вещи, которые €вл€ютс€ главным интересом в жизни обывател€, не рождают идей, не рождают культуры, ибо по сути своей требуют разъединени€ людей, рождают завистливость и заставл€ют действовать в ущерб целой массе других членов обществаї. “олько не прикормленна€ государственным зерном птица поэзии еще посвистывает то тут, то там, перепрыгива€ с одного шеста на другой, да кто поймет ее сегодн€шние страшные песниЕ

» в заключении хочетс€ сказать о духовном единстве правды, внутреннем единстве всех ее про€влений и форм. ќдно питает другое. Ќо слово, конечно, имеет преимущественное значение, и потому чтение приводит в волнение все силы души. Ќо куда двинем их, за кем направим?

ƒуховна€ правда в подлинном искусстве создает высокий эмоциональный тонус, но не порабощает наших чувств и главное нашей воли, сознани€. ћы видим правду не только данной предложенной нам ситуации, но и большую правду жизни, не правду факта, ограниченную реальностью, а правду как некую высшую возможность и т€гу нашего сердца.

–аздвига€ границы чувств, мыслей, дел€сь богатством ощущений, насто€щее искусство в силу самой своей природы охран€ет, защищает нас от пошлого, увлекает в глубины жизни, где дух сопр€гаетс€ с волей и чувством Ц Ђблаженны алчущие и жаждущие правдыї.

Ђ репко держал € правду мою и не опущу ее; не укорит мен€ сердце мое во все дни моиї. (»ов 27, 6).

Ћюдмила —урова

Ћюдмила —урова
„лен —оюза писателей –оссии
Ѕакалавр богослови€


COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.