≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
Ёкологические игры на развитие эмоциональной сферы учащихс€.
опубликовано:  атерина, ƒата: —реда 29 июл€ 2020 - 18:13:36
»√–џ Ќј –ј«¬»“»≈ Ёћќ÷»ќЌјЋ№Ќќ… —‘≈–џ.

 онкурс плакатов

Ётот вид де€тельности даст дет€м возможность про€вить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.

ѕоговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов ЂЅерегите лес от пожара!ї на фоне изображений гор€щих деревьев и убегающих животных. ќбъ€сните, что если человек выбирает плакат как способ привлечени€ внимани€ других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать дл€ своего плаката оригинальный текст, но и предложить €ркое и выразительное дизайнерское решение.

–азделите детей на несколько групп. —кажите, что кажда€ группа будет заниматьс€ изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. ѕредложите дет€м самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подход€щее четверостишие на эту тему. ≈сли же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждени€ и предложите использовать их при создании плаката:

Х »« ќƒЌќ√ќ ƒ≈–≈¬ј ћќ∆Ќќ »«√ќ“ќ¬»“№ 3 000 000 —ѕ»„≈ 

Х ќƒЌќ… —ѕ»„ ќ… ћќ∆Ќќ —∆≈„№ 3 000 000 ƒ≈–≈¬№≈¬

ƒл€ работы дет€м понадоб€тс€ листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветна€ бумага. ќб€зательно приготовьте кипу старых журналов Ц картинки из них могут пригодитьс€ при создании коллажей. Ќе забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек!

Ђѕредупредительные знакиї

ќсновные цели: развитие понимани€ интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведени€ по отношению к ним.

ќриентировочное врем€: 30 минут.

ћатериалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

ѕроцедура. ”частники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Ёти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Ќадо постаратьс€, чтобы они не только несли информацию и были пон€тны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. ¬ конце упражнени€ участники дел€тс€ ощущени€ми, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

Ђ—осчитай звукиї

”частники игры расход€тс€ в лесу, парке и т.д. «атем выбирают себе место и слушают звуки природы. —начала слышат громкие звуки, после улавливают более отдаленные. Ёто объ€сн€етс€ особенност€ми строени€ слухового аппарата. ¬ конце игры все собираютс€ и говор€т, сколько и какие звуки они слышали. ћожно все услышанное нарисовать.

«накомство с деревом

–азбейтесь на пары. ѕов€жите вашему партнеру на глаза пов€зку и подведите его к любому понравившемус€ вам дереву. —тепень углублени€ в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироватьс€. ƒл€ всех, кроме самых маленьких, 20 Ч 30 метров не будут слишком большим рассто€нием.

ѕомогите Ђслепомуї ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, дава€ конкретные указани€. Ќапример, если вы просто скажете ребенку Ђпочувствуй деревої, он не про€вит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потеретьс€ щекой о кору дерева. Ќе приказывайте Ђисследуй деревої, а спросите: Ђэто дерево живое? “ы можешь обн€ть его? ќно старше теб€? ћожешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? ≈сть ли на нем признаки присутстви€ животных? Ћишайники?ї

 огда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараютс€ провести своих партнеров через поваленные деревь€ и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) «атем снимите пов€зку и дайте игроку найти свое дерево с открытыми глазами. –ебенок неожиданно дл€ себ€ обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

ѕриродные ароматы.

Ёто зан€тие надо проводить на природе. ѕредложите дет€м создать свои собственные природные Ђдухиї, использу€ дл€ этого только природные материалы и не тревожа живых существ.

¬ качестве примера можете дать такой запах:

почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.

 аждый ребенок должен придумать название дл€ своих Ђдуховї и объ€снить, что этот запах собой представл€ет. ƒайте дет€м п€ть минут дл€ обследовани€ территории и выбора своих запахов.

”садите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передава€ образцы от одного к другому. ѕоговорите о неверо€тном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

ћожно, конечно, Ђсоставл€тьї ароматы и в помещении, построив зан€тие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. ¬ этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и по€вл€етс€ возможность использовать дл€ создани€ теперь уже Ђвиртуальных духовї, такого аромата, как, например, Ђзапах листьев дуба, растущих на самой макушкеї. ¬ этом случае придетс€ поработать и над оригинальным названием дл€ изобретенного запаха. ¬от, к примеру, рецепт духов Ђќтрада кротаї: корень + грибница + жирна€ личинка + рыхла€ почва.

ƒерево слов

ѕредложите дет€м написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Ёто могут быть как поэтические сравнени€, так и вполне прозаические описани€ функций отдельных частей дерева: поощр€йте детей давать самые разные определени€. ћожно предложить дет€м подобрать слова, относ€щиес€ к отдельным част€м дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки Ч дл€ кроны (Ђвеличественна€ї, Ђантенна дл€ улавливани€ светаї, Ђмогуча€ї, Ђдающа€ приют птицамї, Ђимеюща€ генетически определенное строениеї и т.д.); имитаци€ фрагментов коры Ч дл€ ствола (Ђшершавыйї, Ђнесгибаемыйї; Ђежегодно добавл€ющий одно кольцої и т.д.); узкие полоски причудливой формы Ч дл€ корней (Ђтаинственныеї, Ђпр€чущиес€ї, Ђдобывающие водуї и т. д.). —оберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, Ч у вас получитс€ замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформлени€ учебного помещени€.

Ђѕрирода в моей жизниї

ќсновные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на прот€жении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настро€.

ќриентировочное врем€: 30-40 минут.

ћатериалы и подготовка: листок бумаги, ручка.

ѕроцедура.  аждому участнику предлагаетс€ написать в столбик цифры от 1 до 10 и дес€ть раз письменно закончить высказывание Ђѕрирода дл€ мен€Еї (Ђѕрирода в моей жизниЕї). ѕосле того как участники напишут свои высказывани€, им предлагаетс€ рассказать группе о своем опыте общени€ с природой, о своих мысл€х по этому поводу. —трого придерживатьс€ своих записей не об€зательно.

ѕримечание. ћожно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. «акончить упражнение высказывани€ми в кругу Ч насколько легко или трудно было каждому участнику справитьс€ с этим заданием.

Ђћир кролика и мир муравь€ї


ќсновные цели: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.

ќриентировочное врем€: 30 минут.

ћатериалы и подготовка: п€тирублЄвые монеты, лупы и пинцеты (дл€ каждого участника). ”пражнение проводитс€ на лугу или на пол€не.

ѕроцедура. ”частникам предлагаетс€ разместитьс€ широким кругом, присесть и представить себ€ кроликами. —ледует передвигатьс€ кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух.

ћожет быть, пахнет опасностью?

√де здесь можно спр€татьс€?

Ќадо внимательно рассмотреть почву и растени€, возможно, удастс€ заметить каких-нибудь насекомых, следы и т.д.

„то здесь может быть съедобным?

«атем участникам предлагаетс€ пригнутьс€ ещЄ больше и представить себ€ муравь€ми.

 ак изменилось воспри€тие мира по сравнению с миром человека и миром кролика? „тобы ещЄ лучше почувствовать мир муравь€, надо воспользоватьс€ лупой.

ќткуда теперь можно ждать опасности?

√де спр€татьс€?

„то можно съесть?

ƒалее участникам предлагаетс€ за следующие п€ть минут собрать коллекцию предметов из мира муравь€, разместив их на монетке. —ледует воспользоватьс€ лупой и пинцетом.

—обравшись в круг, участники обмениваютс€ впечатлени€ми о мире кролика и мире муравь€, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции на монетках.

ѕримечание. Ќеобходимо позаботитьс€, чтобы почва не была слишком сырой.


Ђћузыкальные картинкиї

ќсновные цели: развитие сопереживани€ по отношению к природным существам, расширение опыта воспри€ти€ живых существ, стимулирование воображени€.

ќриентировочное врем€: 20 минут.

ћатериалы и подготовка: магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

ѕроцедура. √руппе дл€ прослушивани€ предлагаетс€ запись музыкального отрывка.  аждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит така€ музыка. «атем предлагаетс€ следующий отрывок.

”пражнение заканчиваетс€ обсуждением, в ходе которого участники стараютс€ описать свои представлени€ о том, в какой ситуации находитс€ выбранное ими существо, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

ѕримечание. Ќе следует оценивать, насколько каждый выбор Ђсоответствуетї музыке. ќценка Ђуспешностиї или Ђнеуспешностиї того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнени€, противоречит принципам организации игры.

Ђ„истописаниеї

ќсновные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, усиление значимости отношени€ к природе, стимулирование воображени€.

ќриентировочное врем€: 20 минут.

ћатериалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

ѕроцедура. ”частникам предлагаетс€ задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой Ч маленький, пушистый Ч скользкий, хищный Ч Ђмирныйї) и т.д. «атем нужно написать название каждого животного, подбира€ размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. ѕри этом Ђнадо старатьс€, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глазаї. ”пражнение заканчиваетс€ обсуждением.

ѕримечание. ¬ыполнение этого упражнени€ Ђвключаетї работу психомоторики участников, расшир€€ этим диапазон психолого-педагогического воздействи€.

Ђ∆изнь камнейї

ќсновные цели: развитие опыта ощущений, распространение партнЄрского отношени€ и на неживую природу, тренировка воображени€.

ќриентировочное врем€: 40 минут.

ћатериалы и подготовка: место, где есть различные камни.

ѕроцедура. ”частникам предлагаетс€ внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждЄт, чтобы его подн€ли и заговорили с ним. ¬ыбрав и подн€в такой камень, участники собираютс€ в круг.

¬едущий предлагает каждому узнать о жизни своего камн€:

Ч рассмотрев его цвета и сосчитав их;

Ч прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тЄплый камень или холодный, лЄгкий или т€жЄлый;

Ч понюхав камень и определив его запах;

Ч послушав камень, постучав по нему ногтем.

„то может рассказать этот камень?

¬сегда ли он лежал на этом месте?

ƒалее участникам предлагаетс€ представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал дл€ них целой планетой.

√де на камне-планете можно построить дом?

ј где образуетс€ озеро?

√де будет посажен сад?

Ёто гр€зна€ планета или чиста€? и т.д.

«атем участникам предлагаетс€ сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.

Ќаконец, предлагаетс€ найти Ђухої своего камн€ и, закрыв глаза, шЄпотом рассказать ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзь€х, о любимых растени€х и животных, о чЄм-то секретном. “еперь нужно закрыть пальцем Ђухої камн€, и всЄ, что было ему рассказано, будет им надЄжно сохранено. ”ход€, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же Ђпозеї.

ѕримечание. ≈сли есть возможность вернутьс€ на это место, то участникам предлагаетс€ найти свои камни, послушать их рассказы о событи€х последнего времени и самим сообщить на Ђухої новую информацию.

Ђјтелье модї

ќсновные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображени€, повышение значимости отношени€ к природе, идентификаци€.

ќриентировочное врем€: 30-40 минут.

ћатериалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

ѕроцедура. ”частникам предлагаетс€ выбрать двух максимально различающихс€ животных (маленький Ч большой, пушистый Ч гладкий, летающий Ч ползающий и т.п.). «атем необходимо дл€ них разработать (придумать и нарисовать комплекты) одежды. Ќадо постаратьс€, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и Ђдухуї животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен дл€ него. ”пражнение заканчиваетс€ показом мод и обсуждением в кругу.

ѕримечание. ¬ данное упражнение можно ввести Ђмозговой штурмї группы дл€ выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.

Ђ«оологический балетї

ќсновные цели: идентификаци€ с животными и растени€ми.

ќриентировочное врем€: 30 минут.

ѕроцедура. ”частникам предлагаетс€ выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, Ђперен€вї его форму, движени€, повадки, звуки и т.п. ќ своем выборе не объ€вл€етс€. Ќадо ползать, прыгать, Ђлетатьї, Ђрастиї, взаимодейству€ при этом с другими. ”частников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и Ђвнутреннего мираї избранного животного или растени€. ѕри выполнении задани€ можно шуметь, активно выража€ чувства, будь то страх, гнев или любовь.

¬ заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделитьс€ с группой своими ощущени€ми от упражнени€.

ѕримечание. „асто случаетс€, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Ёто совершенно нормально, эффективность упражнени€ от этого нисколько не снижаетс€, скорее наоборот: обсуждение получаетс€ более интересным.

ЂЁкологические письмаї

ќсновные цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации.

ќриентировочное врем€: 30 минут.

ћатериалы и подготовка: бумага, ручки.

ѕроцедура. ”частники дел€тс€ на пары. ¬начале каждому предлагаетс€ выбрать дл€ другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

«атем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. ѕосле этого письмо передаетс€ партнеру, и он становитс€ на данное врем€ этим животным или растением. ѕрочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растени€ ответ участнику, пославшему ему это письмо, обраща€сь к нему уже как к человеку.

ѕримечание. ¬ыбор животного или растени€ дл€ своего партнера сам по себе может выступать как игрова€ техника.

ЂЌайди свой предметї

÷ель: развитие у детей тактильных ощущений.

ћатериалы: в зависимости от вариантов можно использовать различные предметы, собранные по дороге: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. ≈сли это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

’од игры. ƒети станов€тс€ в круг. ” каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. «атем предмет передаетс€ по кругу до тех пор, пока не возвращаетс€ к своему владельцу. ѕередача предметов происходит с закрытыми глазами.


COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.