≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
„то нам известно о Ѕогородице?
опубликовано:  атерина, ƒата: ¬торник 24 июл€ 2018 - 14:21:15
„то нам известно о Ѕогородице?


—оставители канонических ≈вангелий не оставили почти никаких подробностей из жизни ƒевы ћарии.

¬ Ќовом «авете есть рассказ о Ѕлаговещении, о встрече Ѕогородицы и ≈лизаветы Ч матери »оанна ѕредтечи, краткое повествование о –ождестве ’ристовом и —ретении, одна реплика Ѕогородицы на браке в  ане √алилейской. ¬ ≈вангелии от »оанна сообщаетс€, что ћатерь Ѕожь€ сто€ла перед крестом ’ристовым. » все.

Ќо праздников, св€занных с событи€ми земной жизни Ѕогородицы, гораздо больше.


ќткуда мы знаем об этих событи€х?







¬стреча ћарии и ≈лизаветы праведной. ÷ерковь —в. √еорги€,  урбиново, ћакедони€. 1191 г.


∆изнь Ѕогородицы подробно описана в текстах церковного предани€. —амым важным из них можно считать Ђѕротоевангелие »аковаї Ц апокрифический текст, написанный не позднее 150 года.

—лово апокриф не должно смущать читател€ Ц в данном случае оно означает, что текст просто не вошел в состав Ќового «авета, но с древности почиталс€ в ÷еркви как авторитетный источник.

јвтор повествовани€ о Ѕогородице начинает свой рассказ, описыва€ страдани€ »оакима и јнны, у которых долгое врем€ не было детей. ѕожилым супругам €вилс€ ангел и предрек им рождение ребенка. –ассказ о детских годах Ѕогоматери очень подробен. „итатель даже может узнать о том, когда и как она сделала свои первые шаги: Ђ»зо дн€ в день крепло дит€, и, когда ей исполнилось шесть мес€цев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она сто€ть, и она, пройд€ семь шагов, вернулась к матери. ћать вз€ла ее на руки и сказала: ∆ив √осподь Ѕог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока € не введу теб€ в храм √осподний. » устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (јнна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за неюї.

¬ три года девочку посв€щают Ѕогу, отдав ее на воспитание в иудейский храм, причем »оаким и јнна опасаютс€ возвращени€ дочери домой, а потому придумывают хитрость: Ђпозовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут сто€ть с зажженными (светильниками), чтобы дит€ не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм √осподеньї.



ƒо 12 лет Ѕогородица остаетс€ при храме. ¬ 12 лет ей выбирают опекуна, который должен охран€ть целомудрие девочки. ¬ыбор падает на »осифа, в руках которого расцветает посох.


ѕроходит еще четыре года, и Ѕогородица встречает архангела √авриила, который предрекает ей скорое рождение ’риста.
јпокриф, в отличие от канонических ≈вангелий, описывает период ожидани€ Ѕогородицы очень драматично.
Ќа шестом мес€це беременности в дом с плотницких работ возвращаетс€ »осиф (в тексте не объ€сн€ютс€ причины столь долгого отсутстви€ праведника) и подозревает свою воспитанницу в потере целомудри€.
ƒева ћари€ успокаивает »осифа, и перед праведником встает серьезна€ проблема: Ђ≈сли € утаю грех ее, то стану нарушителем «акона, а если расскажу о нем сынам »зраил€, то предам невинную кровь на смертьї. »осиф хочет тайно отпустить ее, чтобы не подвергать позору и суду иудеев, но €вл€етс€ ангел и убеждает не делать этого.

ƒалее в тексте описываетс€ жестокосердна€ реакци€ иудеев, поверивших »осифу и ћарии лишь после того, как они выпили воды, смешанной с гр€зью, и не заболели (Ђ—уд Ѕожийї в том или ином виде был распространен до эпохи позднего —редневековь€. „аще всего испытуемому предлагалось войти в костер или вз€ть из огн€ какую-то вещь).

јпокриф завершаетс€ рассказом о –ождестве ’ристове. “екст в основном следует каноническим ≈вангели€м, добавл€€ лишь одно чудо. ѕовивальна€ бабка, принимавша€ роды, рассказала о чуде приснодевства своей подруге, и та захотела лично убедитьс€ в этом. ѕосле такой проверки у женщины стала отниматьс€ рука, и она исцелилась лишь после того, как вз€ла на руки Ѕогомладенца.

ѕоследние несколько строк повествуют о бегстве —в€того —емейства в ≈гипет и убийстве «ахарии Ц отца »оанна  рестител€.

≈ще один текст, из которого читатель может узнать о жизни Ѕогородицы, а точнее об ее ”спении относитс€ примерно к V веку.

ƒовольно долго христиане не праздновали ”спение, оно вошло в церковный календарь не раньше V века. —казание об ”спении ѕресв€той Ѕогородицы Ц апокриф с обилием чудес и фактов, которые просто невозможно проверить, а потому ÷ерковь, благоговейно почита€ Ѕогоматерь, не настаивает на достоверности всего, изложенного в этих текстах. –азные апокрифы могут не совпадать друг с другом в детал€х, а отсутствие достоверных свидетельств замен€етс€ в них четкой житийной схемой.

ѕоследние годы своей земной жизни Ѕогородица провела в »ерусалиме. ќна часто ходила на √олгофу дл€ молитвы. ¬ один из таких дней ей €вилс€ архангел √авриил и предсказал, что через три дн€ она отойдет ко ’ристу.



јпокриф рассказывает о том, что перед своим ”спением Ѕогоматерь захотела проститьс€ с апостолами, и они чудесным образом были перенесены в ее дом.

јвтор текста, приписываемого »оанну Ѕогослову и получившего в науке название: Ђ—казание об ”спении Ѕогородицыї, красочно описывает кратковременное воскрешение уже умерших учеников ’риста: Ђј те, которые уже умерли, - јндрей, брат ѕетра, и ‘илипп, Ћука, и —имон  ананит, и ‘аддей, - возбуждены были ƒухом —в€тым из гробов.
»м сказал —в€той ƒух: вы не думайте, что теперь наступает воскресение, но дл€ того вы восстали из гробов ваших, чтобы отправитьс€ на приветствие в честь и прославление ћатери √оспода и —пасител€ вашего »исуса ’риста, потому что приблизилс€ день исхода, вз€ти€ ее на небесаї.

ѕоскольку в этом тексте говоритс€ об апостолах ѕетре и ѕавле как о живых, можно предположить, что ”спение Ѕогородицы произошло не позднее 68 года (сама€ поздн€€ дата расп€ти€ этих апостолов).

¬ тексте рассказываетс€ о многочисленных чудесах, произошедших в момент ”спени€. Ћатинска€ верси€ содержит рассказ об апостоле ‘оме, который на несколько дней опоздал на погребение Ѕогородицы и затем не обнаружил ее тела в гробнице. ‘ома пытаетс€ обратить внимание учеников на это чудо, но ему долго не вер€т: Ђ“огда сказал ему блаженный ѕетр: в прежний если раз ты не хотел нам верить в том, что воскрес наш ”читель и √осподь, то как же ты поверишь нам, что было здесь св€тое тело? Ќо ‘ома еще более утверждал, говор€: нет его здесь. “огда, как бы разгневанные, они приступили ко гробу, который иссечен был новый в скале (т. е. к гробнице), и отвалили камень, но тела там не нашли и не знали, что сказать, побежденные речами ‘омы. ѕотом блаженный ‘ома рассказал им, как он совершал песнопение в »ндии; потом, неизвестно как перенесен был к горе ≈леонской, увидел, что св€тейшее тело блаженной ћарии возноситс€ на небо, и просил ее дать ему благословение. ќна услышала его молитву и сбросила ему свой по€с, которым была опо€санаї.

јвтор текста переворачивает известный евангельский рассказ о ‘оме неверующем, и теперь уже другие апостолы должны извин€тьс€ перед ним за свои сомнени€.

¬от собственно и все сведени€ о земной жизни Ѕогородицы, которые можно найти в античных и средневековых источниках. — одной стороны, их очень мало, с другой Ц это не мешает нам ее почитать и любить.



јндрей «ј…÷≈¬, журнал " Ќескучный сад"


COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.