≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
 ому и зачем нужно прощение?
опубликовано:  атерина, ƒата: —реда 29 июл€ 2020 - 18:17:23
јвтор: “ ј„≈Ќ ќ јлександр


ќбидеть человека легко. „тобы постичь эту горькую истину, совсем не об€зательно быть психологом или философом. ѕечальный опыт переживани€ нанесенной обиды имеетс€ у всех людей без исключени€, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. ќбиды преследуют человека с самого раннего детства. ¬ песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнима€ у него игрушку или лома€ построенный им песочный домик. ќчередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ќу а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочетс€. » если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты дл€ него становитс€ чувство обиды.

“ак почему же христианство покушаетс€ на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказатьс€ от неотъемлемого права Ч не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвалс€ в твою жизнь и опалил твое сердце? „то за парадоксальный призыв звучит в ≈вангелии: Елюбите врагов ваших, благотворите ненавид€щим вас, благословл€йте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Ћк 6:27-28)? Ќаверное, это сама€ непон€тна€ заповедь ’риста. ¬ самом деле: ну зачем любить тех, кто теб€ ненавидит, обижает и гонит? ”ж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. “ак дл€ чего тогда принуждать себ€ к такому т€желому и неблагодарному делу?

ѕочему нельз€ мстить своим обидчикам, еще более-менее пон€тно: ведь если отвечать злом на зло, то вр€д ли этого самого зла в мире станет меньше. — заслуженными обидами тоже все €сно, поскольку здесь действует простой и всем пон€тный принцип: заработал Ч получи и не жалуйс€. ј вот что делать, когда теб€ обидели безо вс€кого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Ќеужели тоже Ч простить?


 огда хватаютс€ за молоток

ќдин из лучших рассказов ¬асили€ Ўукшина (который так и называетс€ Ч Ђќбидаї) начинаетс€ с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. ќн пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке прин€ла его за хулигана, который накануне устроил здесь пь€ный дебош. » сколько ни оправдывалс€ бедный —ашка ≈рмолаев, сколько ни объ€сн€л люд€м вокруг, что он ни в чем не виноват, Ч все было напрасно. Ќа глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что.  ончаетс€ рассказ страшной картиной: —ашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. » лишь счастлива€ случайность мешает ему совершить убийство.

Ёто, конечно, всего лишь художественное произведение. Ќо в нем Ўукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души Ч остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинени€. ¬ самом деле, ну что за беда, если про теб€ говор€т гадости, к которым ты не имеешь никакого отношени€! ¬едь совесть тво€ чиста и, казалось бы, тут впору просто рассме€тьс€ и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаютс€ на твой счет.

Ќо не тут-то былоЕ —тоит кому-либо плохо отозватьс€ о нас Ч и сразу же в душе поднимаетс€ волна непри€зни к этому человеку. ј уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинени€х, эта непри€знь может перерасти в насто€щую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного Ч отплатить обидчику во что бы то ни стало. ¬ таком состо€нии и впр€мь недолго схватитьс€ за молоток...

„то же это за страшна€ сила, способна€ толкнуть честного и добропор€дочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?

Ќа €зыке христианской аскетики така€ сила называетс€ страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. ¬ христианском понимании страсть Ч это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. ¬ св€тоотеческой литературе говоритс€ о восьми основных греховных страст€х, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. ¬се эти страсти-болезни до поры пр€чутс€ в нас, остава€сь незамеченными, хот€ на самом деле могут исподволь определ€ть весь строй нашей жизни. Ќо стоит окружающим хот€ бы чуть-чуть коснутьс€ этих бол€чек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.

—обственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. ¬едь —ашка ≈рмолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в техбезобрази€х, которые ему приписала продавщица. Ќо несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. ¬ результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.

Ѕестолкова€ продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. » обижать людей, конечно же, нельз€, об этом даже говорить излишне. Ќо вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. ћожно схватитьс€ за молоток. ј можно загл€нуть в свое сердце и ужаснутьс€ той мути, которую в нем подн€ла несправедлива€ обида. »менно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состо€ние, пон€ть, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. » тогда обидчики станов€тс€ пускай и невольными, но все же Ч благодетел€ми, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.

¬от как говорил об этом св€той праведный »оанн  ронштадтский: ЂЕне раздражайс€ насмешками и не питай ненависти к ненавид€щим и злослов€щим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Ѕог дл€ того, чтобы вразумить теб€ и научить смирению, и помолись о них Ѕогу...

√овори: они не мен€ злослов€т, а мою страсть, не мен€ бьют, а вот эту змейку, котора€ гнездитс€ в моем сердце и сказываетс€ больно в нем при нанесении злослови€. ”тешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкост€ми, и не будет тогда болеть оної.


ќт уголька до пожара


ќчень часто люди обижаютс€ на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. ƒостаточно бывает не то что слова Ч одного лишь взгл€да, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное дл€ себ€. —транное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова Ч тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.

ѕарадокс здесь заключаетс€ в том, что люба€ непрощенна€ обида всегда €вл€етс€ Ђпроизведениемї самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутстви€. Ќа это пр€мо указывает даже грамматическое строение слова обиделс€. ¬едь в данном случае Ђс€ї Ч это ни что иное, как вышедша€ ныне из употреблени€ слав€нска€ огласовка местоимени€ Ч Ђсеб€ї. “аким образом, обиделс€ означает обидел себ€, то есть дал волю мысл€м, разжигающим в душе сладкую смесь сознани€ собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. » хот€ люди не люб€т признаватьс€ в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как при€тно бывает ощутить себ€ обиженным. ≈сть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.

‘. ћ. ƒостоевский в ЂЅрать€х  арамазовыхї пишет: Ђ¬едь обидетьс€ иногда очень при€тно, не так ли? » ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал дл€ красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову прив€залс€ и из горошинки сделал гору, Ч знает сам это, а все-таки самый первый обижаетс€, обижаетс€ до при€тности, до ощущени€ большего удовольстви€, а тем самым доходит и до вражды истинной...ї

¬ этой всем знакомой болезненной Ђпри€тностиї обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенна€ обида определ€етс€ как т€жкий грех. ≈сли говорить совсем кратко, словом грех ÷ерковь называет то, что противоречит замыслу Ѕожию о человеке. »наче говор€, грехом €вл€етс€ все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представл€етс€ желанным и при€тным. —амоубийственный принцип влечени€ человека к греховным Ђрадост€мї довольно точно выражен в знаменитой ѕушкинской строке: ЂЕ¬се, все, что гибелью грозит, / дл€ сердца смертного таит / неизъ€снимы наслаждень€Еї ≈ще более категорично определ€л разрушительную сладость греха преподобный »саак —ирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пь€неет от вкуса собственной крови.

Ќетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное ƒостоевским. » даже если обида окажетс€ не надуманной, а самой что ни на есть насто€щей, это ровным счетом ничего не мен€ет.

”голек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлени€ми о несправедливости случившегос€, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдетс€ великое множество. ј в результате всех этих Ђдуховных упражненийї обида из маленького уголька постепенно превращаетс€ в бушующее плам€, которое может полыхать в душе долгие мес€цы, а то и годы. » если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он Ч обиделс€. “о есть Ч обидел себ€ сам.


ѕраво на обиду?

Ќесколько дес€тилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого геро€ (правда, обидчивость его дл€ благозвучи€ была тогда стыдливо переименована в ранимость). Ётот типаж кочевал по различным художественным произведени€м и тихо обижалс€ на несправедливости и притеснени€, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. “ак писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пыта€сь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. ÷ель была, безусловно, благородной, и образ ранимого геро€ работал здесь как нельз€ лучше. Ќо, к сожалению, у вс€кой палки Ч два конца. ќбратной стороной этого художественного метода стала романтизаци€ самой обиженности. ¬едь если тот, кто обижает, Ч плохой, значит, тот, кто обижаетс€, Ч хороший. —ледовательно: обижать Ч плохо, а обижатьс€ Ч хорошо.

¬ результате такого отождествлени€ нравственных оценок геро€ и его душевного состо€ни€ на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах ¬асили€ ћакаровича Ўукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле Ч просто обидчивых людей. ѕраво на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее про€вление чужого хамства и душевной черствости. “акую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Ёдуард јсадов:

 ак легко обидеть человека:
¬з€л и бросил слово, злее перцаЕ
ј потом порой не хватит века,
„тоб вернуть потер€нное сердце.


Ќа первый взгл€д здесь все правильно и пон€тно. » обижать человека нельз€ ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить Ч все так. Ќо есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важна€ тема, котора€ идет как бы вторым планом и потому не так заметна. ќбиженный герой (оставшийс€, что называетс€, за кадром) оказываетс€ настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце дл€ человека, причем дл€ человека близкого, поскольку потер€ть можно лишь то, что было твоим. ќт такой категоричности геро€, от этой его нетерпимости к чужим слабост€м и недостаткам становитс€ тревожно, прежде всего за него самого. ¬едь с подобной Ђтонкостьюї натуры в конце концов можно и вовсе остатьс€ в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. ј это состо€ние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорблени€. ќбиженный человек заживо хоронит себ€ в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточени€ не сможет даже √осподь. ѕотому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. » пускай обидчики совершенно не нуждаютс€ в нашем прощении. «ато в нем остро нуждаемс€ мы сами.

—в€щенномученик јрсений (∆адановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: Ђƒобродетель всепрощени€ еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себ€ награду в сердце. Ќа первый взгл€д тебе покажетс€, что прощение унизит, посрамит теб€ и возвысит твоего недруга. Ќо не так в действительности. “ы не примирилс€ и, по-видимому, высоко поставил себ€ Ч а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, т€желый камень, дал пищу дл€ душевного страдани€. » наоборот: ты простил и как бы унизил себ€, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешениеї.


ƒва свидетельства

ћожет показатьс€, будто прощение дл€ христиан Ч легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. ќднако это совсем не так. ѕрощение обид Ч всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разгл€деть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. —делать это очень непросто, особенно в тех случа€х, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой.

—лучаетс€, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Ѕывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случаетс€ беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. ј если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумени€ и разочаровани€, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. ‘ормально проща€ причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемс€ на то, что Ѕог воздаст ему по заслугам. Ќо совсем не этого уповани€ на гр€дущее возмездие ожидает от нас √осподь.

ћитрополит —урожский јнтоний после войны работал врачом и много общалс€ с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Ёто были люди, которых несколько лет подр€д каждый день обижали так страшно, что об этом нельз€ даже подумать без содрогани€. Ќо что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? ¬ладыка јнтоний приводит в своей книге два уникальных документа Ч молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагер€ смерти ƒахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Ќаверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашатьс€ с ним, или его оспаривать... Ќо перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдани€, хочетс€ просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:

ЂУћир всем люд€м злой воли!
ƒа престанет вс€ка€ месть, вс€кий призыв к наказанию и возмездию.
ѕреступлени€ переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их.
Ќеисчислимы сонмы мучеников.
ѕоэтому не возлагай их страдани€ на весы “воей справедливости, √осподи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату.
¬оздай им иначе!
ѕоложи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли Ч мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их посто€нную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиес€ непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости.
ѕоложи все это, √осподи, перед “воими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло!
» пусть мы останемс€ в пам€ти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстейЕФ

¬торой пример Ч человека, которого € очень близко знал. ќн был старше мен€ значительно, участник первой мировой войны, где он потер€л руку; он вместе с матерью ћарией —кобцовой спасал людей во врем€ немецкой оккупации Ч ‘едор “имофеевич ѕь€нов. ≈го вз€ли немцы в лагерь, он четыре года там был, осталс€ в живых.  огда он вернулс€, € его встретил случайно на улице, говорю: Ч ‘едор “имофеевич, что вы принесли обратно из лагер€, с чем вы вернулись? Ч я вернулс€ с ужасом и тревогой на душе. Ч ¬ы что, потер€ли веру? Ч Ќет, Ч говорит, Ч но пока в лагере € был жертвой жестокости, пока € сто€л перед опасностью не только смерти, но пыток, € каждую минуту мог говорить: √осподи, прости им, они не знают, что твор€т! » € знал, что Ѕог должен услышать мою молитву, потому что € имел право просить. “еперь € на свободе; наши мучители, может быть, не пон€ли и не раска€лись; но когда € говорю теперь: √осподи, прости, они не знают, что твор€т, Ч вдруг Ѕог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощени€?

“ы не страдаешь, теперь тебе легко говорить...

¬от это тоже герой прощени€.

» € глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Ѕожий, не будет такой жертвы, котора€ не станет в защиту своего мучител€, потому что раньше, чем придет врем€ окончательного —трашного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себ€ взгл€нуть как бы в зеркале Ѕожества, увидеть себ€ по отношению ко ’ристу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никогої (из книги митрополита јнтони€ —урожского Ђ„еловек перед Ѕогомї).


COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.