≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
ѕрограмма учебно-воспитательной де€тельности ¬сехсв€тского храма.
опубликовано:  атерина, ƒата: „етверг 31 марта 2016 - 07:24:51
ѕо€снительна€ записка


¬оскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах стали по€вл€тьс€ в 90-е годы XX века с началом возрождени€ церковной жизни в –оссии. «а двадцать лет наблюдалась положительна€ динамика роста количества воскресных школ в епархи€х –усской ѕравославной ÷еркви. Ёто свидетельствует о повышении роли и значени€ воскресных школ в деле воспитани€ и воцерковлени€ подрастающего поколени€. ¬ насто€щее врем€ многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещени€, приобщени€ детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. ќднако врем€ требует повышени€ качества религиозного образовани€ детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Ѕоге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужени€х, а также при формировании потребности, желани€ прибегать к спасительным источникам благодати, данным через ÷ерковные “аинства. Ёту задачу и должны выполн€ть воскресные школы, жизнь которых организована при приходах –усской ѕравославной ÷еркви.

÷елью программы учебно-воспитательной де€тельности в воскресной школе €вл€етс€ приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни ÷еркви, повышение качества религиозного образовани€ и воспитани€.

Ќаправлени€ми де€тельности воскресной школы €вл€ютс€ духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников.

ќсновными принципами учебно-воспитательной де€тельности воскресной школы €вл€ютс€:

а) воцерковление воспитанников, приобщение их к православной вере, к Ѕогослужению и ÷ерковным “аинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит осв€щение личности и ее преображение в ƒухе »стины и Ћюбви;
б) понимание воспитани€ как спасени€;
в) понимание образовани€ как раскрыти€ образа Ѕожи€ в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств;
г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочести€, навыков противлени€ злу, нравственному воспри€тию человека, природы, всего живого и культуры;
д) учет подготовленности воспитанников к прин€тию духовного знани€, Ѕожественной »стины, усвоению духовного опыта;
е) мониторинг социализации детей вне ограды ÷еркви.

¬ основе программы лежит системный подход, который обеспечивает:

а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников;
б) создание дл€ воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека;
в) построение учебно-воспитательного процесса с учЄтом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.

”частниками учебно-воспитательной де€тельности €вл€ютс€ директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ –усской ѕравославной ÷еркви, воспитанники воскресных школ, прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ, православна€ общественность, пр€мо или косвенно участвующа€ в учебно-воспитательной де€тельности воскресных школ.

”чебно-воспитательна€ де€тельность, реализуема€ в воскресной школе дл€ детей (далее - учебно-воспитательна€ де€тельность), включает в себ€ три ступени:

а) дошкольна€ (набор детей в возрасте 5-6 лет) Ц с ориентировочным сроком обучени€ (максимально 2 года);
б) начальна€ (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучени€ (максимум 4 года);
в) основна€, (набор детей в возрасте 12-16 лет)Ц с ориентировочным сроком обучени€ (максимально 4 года).

 онкретный пор€док организации образовательного процесса устанавливаетс€ и измен€етс€ по решению ѕедагогического совета воскресной школы.

«адачами дошкольной ступени €вл€ютс€ православное воспитание и развитие детей, осуществл€емые через приобщение к богослужебной жизни ÷еркви, игровую, творческую и развивающую де€тельность, а также через взаимное общение.
«адачами начальной ступени €вл€ютс€ обучение основам православного вероучени€, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни ÷еркви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
«адачами основной ступени €вл€ютс€ обучение основам православного вероучени€, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и “аинствах ÷еркви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной де€тельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организаци€ клубов молодежного общени€ и т.п.).

–езультаты учебно-воспитательной де€тельности.


ѕрограмма устанавливает результаты учебно-воспитательной де€тельности:

а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоватьс€ христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;
б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучени€ вероучительных предметов духовный опыт.


Ћичностные результаты учебно-воспитательной де€тельности должны отражать:


а) осознание себ€ православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Ѕогочеловеке Ц √осподе »исусе ’ристе;
б) осознание себ€ чадом –усской ѕравославной ÷еркви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочести€), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков непри€ти€ зла, различени€ греха и противосто€ни€ им;
д) формирование целостного взгл€да на мир в его единстве и многообразии;
е) развитие самосто€тельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) развитие нравственного самосознани€, доброжелательности, отзывчивости, понимани€ и сопереживани€ чувствам других людей;
з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) формирование ответственности и прилежани€ в учебе;
к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценност€м.
ѕредметные результаты учебно-воспитательной де€тельности определ€ютс€ в соответствии со ступенью и предметом обучени€.


—етка часов учебного плана ¬оскресной школы при ¬сехсв€тском храме с. »вановское

Ќачальна€ ступень

”чебные предметы  оличество часов в неделю (всего за год)

I год обучени€ II-й год обучени€ III-й год обучени€ IV-й год обучени€


—в€щенна€ библейска€ истори€
( 56 часов) 1 час(28 часов) 1 час (28 часов) 0 часов 0 часов

»стори€ ’ристианской ÷еркви (14 часов) 0 часов 0 часов 0 часов 0,5 часа(14 часов)

”стройство православного храма
и богослужение
(28 часов) 1 час(28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов

ќсновы христианской нравственности (42 часа) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 0,5 часа(14 часов) 0,5часа(14 часов)

÷ерковно-слав€нский €зык (84 часа) 0 часов 1 час(28 часов) 1 час(28 часов) 1 час(28 часов)

ќсновы хорового и церковного пени€ (28 часов) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 0,5 часа(14 часов) 0 часов


»того: 2 часа(56 часа) 3 часа(84 часа) 2 часа(56 часа) 2 часа (56 часа)







ќсновна€ ступень

”чебные предметы  оличество часов в неделю(всего за год)
I-йгод обучени€ II-йгод обучени€ III-йгод обучени€ IV-йгод обучени€



—в€щенное ѕисание: ¬етхий «авет ( 28 часов) 0 часов 1час(28 часов) 0 часов 0 часов


—в€щенное ѕисание: Ќовый «авет ( 42 часа) 0 часов 0 часов 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов)


ѕравославное Ѕогослужение(28 часов ) 1час(28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов


ќсновы православного вероучени€/  атехизис (42 часа) 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов) 0 часов 0 часов


»стори€ ’ристианской ÷еркви ( 56 часов) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов)


’ристианска€ этика (28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов 1час(28 часов)



»того: 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов)



¬ программе используютс€ формы работы, которые способствуют реализации единства воскресной школы, семьи и прихода в совместной работе по духовно-нравственному воспитанию и обеспечивают:

а) создание и поддержание православной среды, способствующей духовно-нравственному становлению и развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала;

б) создание совместно с семьей системы воспитательных меропри€тий, позвол€ющих реализовать полученные знани€ в личной духовной жизни, а так же развивать и укрепл€ть в дет€х навыки христианского благочести€ и добродетельной жизни;

в) формирование целостной учебно-воспитательной среды, включающей в себ€ школьную, приходскую и домашнюю жизнь.

  таким формам работы относ€тс€: участие в богослужени€х, кружкова€ де€тельность, летние и другие лагер€, организаци€ православных праздников и участие в них, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской де€тельности, общественно полезные практики (посильна€ помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных св€тынь), участие в православных молодежных движени€х.

ќсобенности организации учебно-воспитательной де€тельности.

  особенност€м к организации учебно-воспитательной де€тельности относ€тс€ подбор кадров, материально-техническое и информационное обеспечение, источники финансировани€.

–езультатом создани€ указанных условий должно быть создание развивающей учебно-воспитательной среды, пропитанной духом христианской любви, обеспечивающей:

а) высокий уровень православного образовани€ и воспитани€;
б) усвоение полученных знаний, их доступность и открытость дл€ воспитанников и их родителей;
в) духовную взаимосв€зь учебно-воспитательного процесса, приходской богослужебной жизни и личной жизни воспитанников и преподавателей;
г) охрану и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровь€ воспитанников.

“ребовани€ к подбору кадров:
а) воцерковленность;
б) среднее или высшее богословское образование;
в) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавани€;
г) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведени€х –усской ѕравославной ÷еркви.
д) на работу, св€занную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаютс€ лица православного вероисповедовани€, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требовани€м квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (дл€ центра духовно-нравственного воспитани€), либо необходимые навыки дл€ ведени€ данных зан€тий (дл€ прочих воскресных школ).
е) соответствие уровн€ квалификации квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а дл€ педагогических работников - квалификационной категории;
ж) посто€нное совершенствование профессиональных качеств;
з) создание условий дл€ комплексного взаимодействи€ воскресной школы с педагогической общественностью региона с целью пополнени€ недостающих кадров и обмена опытом.

¬оскресна€ школа финансируетс€ приходом ¬сехсв€тского храма „еховского благочини€.

ћатериально-техническое обеспечение программы учебно-воспитательной де€тельности включает:


а) соблюдение санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса (требовани€ к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
б) соблюдение санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
в) соблюдение социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
г) пожарную и электробезопасность;
д) требовани€ охраны труда;
е) обеспечение учебными и учебно-методическими пособи€ми, имеющими гриф ќ–ќи  –ѕ÷ или »здательского совета –ѕ÷;
ж) обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложени€ми, €вл€ющимис€ их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ѕрограммы;

з) наличие библиотеки, укомплектованной книгами вероучительного содержани€, книгами —в€щенного ѕисани€, св€тоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, детской православной художественной литературой, справочно-библиографической литературой, фондом дополнительной литературы и иной литературы в печатном виде, детской художественной и научно-попул€рной литературой, справочно-библиографическими и периодическими издани€ми, сопровождающими учебно-воспитательный процесс.

»нформационное оснащение учебно-воспитательного процесса обеспечивает возможность:

а) получени€ информации, необходимой дл€ обеспечени€ учебного процесса в библиотеке.
б) создани€ и использовани€ аудио и видео-материалов.
»нформационна€ среда в православном образовательном учреждении создаетс€ на принципах духовной безопасности.
»нформационна€ среда включает в себ€ совокупность технологических средств: компьютер, культурные и организационные формы информационного взаимодействи€.
»нформационна€ среда воскресной школы обеспечивает возможность осуществл€ть в электронной (цифровой) форме следующие виды де€тельности:
Х планирование учебно-воспитательного процесса;
Х размещение и сохранение материалов учебного процесса, в том числе - работ воспитанников и педагогов, используемых участниками учебно-воспитательного процесса, информационных ресурсов;
Х фиксацию хода учебного процесса и результатов учебно-воспитательной де€тельности в сети »нтернет не страницах приходского сайта прихода.
ќ–ќи  и ќ–ќи  –ѕ÷ и с другими образовательными учреждени€ми, организаци€ми.
‘ункционирование информационной учебно-воспитательной среды соответствует законодательству –оссийской ‘едерации.

ѕор€док реализации и контроль выполнени€ программы.
 онкретный пор€док организации образовательного процесса устанавливаетс€ и измен€етс€ по решению ѕедагогического совета воскресной школы.
¬ процессе обучени€ преподаватель должен ориентироватьс€ на уровень подготовленности воспитанников к воспри€тию вероучительного знани€.
¬оскресна€ школа самосто€тельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной де€тельности, использу€ разные формы контрол€, преимущественно творческие.
ѕриоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самосто€тельной творческой, познавательной, проектной де€тельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступлени€, участие в приходских, межприходских и епархиальных меропри€ти€х, делах социального и миссионерского служени€.
ѕредметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной де€тельности €вл€етс€ достижение личностных и предметных результатов. ѕо итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдаетс€ диплом установленного образца, заверенный печатью учредител€ или воскресной школы.
¬ итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоени€ программ вероучительного содержани€ и дополнительных зан€тий.
»тогова€ аттестаци€ результатов учебно-воспитательной де€тельности проводитс€ аттестационной комиссией.
—остав аттестационной комиссии определ€етс€ ѕоложением о воскресных школах.



COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.