≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
ѕроблемы в учебе детей начальной школы.
опубликовано:  атерина, ƒата: —реда 29 июл€ 2020 - 18:16:45
- ¬ы знаете, - энергично сказала мне –омкина мама, едва коснувшись задом сидени€ кресла и не успев отдышатьс€. - ќн с полутора лет ходил в €сли, а потом в детский сад. “ак вот там на него никто никогда не жаловалс€. Ќикто и никогда - понимаете?!
- ѕонимаю, - кивнула €. - Ќо ведь вы пришли сообщить мне о чем-то другом, не правда ли?
- ƒа, конечно, - мама несколько сбавила обороты и растер€нно закрутила головой. - ≈го хот€т оставить на второй год. »ли вообще выгнать. »дите, говор€т, на домашнее обучение. ѕредставл€ете? ќни, значит, специалисты, не справл€ютс€, а € что делать буду?! ¬ наше врем€ такого безобрази€ не было! ”чител€ должны были всех учить! » учили, между прочим...

ћама продолжала свой возмущенный и достаточно стандартный монолог о "добрых старых временах", а € тем временем осторожно рассматривала –омку. ѕрерывать маму казалось мне бесполезным - ей надо было выговоритьс€. ¬полне возможно, что потом, выплеснув свое возмущение, она станет достаточно адекватной и способной к диалогу. —тоило подождать.

–омка спокойно сидел на стуле, сложив руки на колен€х, и достаточно безучастно слушал мамины стенани€. Ќа его лице не отражалось ни стыда, ни огорчени€, ни беспокойства. ¬згл€д его бледно-голубых глаз лениво блуждал по комнате, иногда задержива€сь на том или ином предмете. ”становка биологической обратной св€зи вроде бы вызвала его интерес, но о том, чтобы подн€тьс€ и подойти к ней поближе, рассмотреть ее или, тем более, что-то спросить, –омка €вно даже не подумал.

“ем временем мама более-менее "исс€кла" и, следовательно, предположительно стала способна к конструктивной коммуникации.

- –асскажите, пожалуйста, - попросила €. -  ак складывались –омины отношени€ со школой с самого начала? ¬ каком ты классе сейчас, –ома?
- ¬о втором, - подумав, ответил –омка, и на лице его по€вилось выражение €вного удовольстви€, которое € не знала, чему приписать.

ћама сообщила, что пошел –омка в школу совершенно нормально, в срок и с большим желанием учитьс€. Ќа зан€ти€х в детском саду его скорее хвалили, чем ругали, точнее, воспитательница говорила, что мальчик, хот€ звезд с неба и не хватает, но всегда готов поработать над заданием, и если оно ему по силам, то никогда не бросит его на полдороге, как другие дети. »д€ в школу, –омка знал буквы и мог прочитать по слогам простые слова. —читал плохо, на пальцах, в пределах первого дес€тка. ѕисать не мог совсем, даже печатными буквами. Ќе отдел€л слова друг от друга, не соблюдал строчку. Ќо воспитательница сказала маме, чтобы та не волновалась и всему этому, мол, научат в школе. ћама и сама так полагала, ориентиру€сь на собственное детство, когда больше половины детей приходило в первый класс, даже не зна€ букв.

Ўколу выбрали обычную, дворовую, класс называлс€ каким-то экспериментальным, но в чем суть этого эксперимента, –омкина мать так и не сумела дл€ себ€ у€снить. Ѕукварь был все тот же, с пограничниками и космонавтами, правда, прошли его всего за два мес€ца вместо года, бублики и куклы, которые делили между собой ѕет€ и ћаша в учебнике по математике, тоже выгл€дели смутно знакомыми. »з учебника по чтению исчезли рассказы про дедушку Ћенина, но толстовска€ ∆учка все так же делила кость со своим отражением, а несчастный мальчик все так же выбрасывал в окно косточки от съеденных тайком слив, не подозрева€ еще, чем ему это угрожает.

”чительница попалась молода€ и весела€, часто сме€лась и шутила с детьми. » вроде бы все было хорошо, но только вот –омка почему-то училс€ все хуже и хуже. —начала он старалс€, по три-четыре раза переписывал домашние задани€. Ќо в классе все равно ничего не успевал, все диктанты и контрольные писал на двойки и единицы. ѕо совету учительницы мать во врем€ выполнени€ домашних заданий сидела с –омкой р€дом, и первый класс он с грехом пополам закончил. ј во втором стало совсем плохо, потому что –омка перестал огорчатьс€ плохим отметкам, перестал старатьс€ что-либо пон€ть и, по словам учительницы, попросту отсутствовал душой на уроке. "“ело –омана" - так называла учительница то, что оставалось. ƒома тоже дела шли не блест€ще.

- ѕока € двадцать раз не скажу, он за уроки даже не подумает вз€тьс€, - делилась мама своими огорчени€ми. - я сижу, смотрю на него - вроде бы что-то пишет. ”йду в кухню - может два часа просидеть над двум€ строчками. » не то, чтобы какие-нибудь уж сложные задани€ - € же вижу, просто все... ƒес€ть раз объ€сню, а потом не выдерживаю, срываюсь, начинаю кричать... » только вот что € думаю - как же € раньше не замечала, что он у мен€ такой тупой?!  ак-нибудь ведь должно же было это про€вл€тьс€... »ли он теперь только потупел? Ќо тогда это что же значит?.. “огда его, получаетс€, лечить надо... — чего бы это? ѕапаша наш, конечно, негод€й пор€дочный, но ведь не дурак же, совсем не дурак! ¬он сейчас какие дела у себ€ на фирме проворачивает! » от алиментов как ловко отделываетс€! ј нас у матери трое было, отец с матерью на фабрике работали, в смены, никогда сроду ни с кем из нас не сидели. ≈сли непон€тно что, спрошу у сестры или у подружек, а так - сама. » все трое школу нормально кончили... ќткуда же он такой - объ€сните мне, доктор?! » что мне теперь с ним делать? Ёто же второй класс только, и уже от него отказываютс€... „то же дальше-то будет?!  уда же ему идти-то? Ќа улицу? ¬оровать?!

» в самом деле - что же делать –омкиной маме? ѕереводить его на домашнее обучение нельз€ ни в коем случае - он просто не способен к самосто€тельной работе, а мама эмоционально не готова вз€ть на себ€ основную т€жесть зан€тий с ним. ≈го социальные контакты не нарушены, он здоров, и, следовательно, должен оставатьс€ в школе - это €сно. Ќо как это сделать? ќставить на второй год? ѕеревести в школу дл€ детей с отклонени€ми в развитии? ј есть ли у –омки эти отклонени€? » почему раньше, до школы, никто их не замечал?

ѕочему дети не успевают в начальной школе?

Ўкольные навыки, в отличие, например, от способности младенца сидеть, удерживать предмет или переворачиватьс€ с живота на спину, не €вл€ютс€ только функцией биологического созревани€. ќни должны быть преподаны и усвоены. ѕоэтому пон€тно, что уровень приобретени€ детьми школьных навыков неизбежно будет зависеть от семейных обсто€тельств и обучени€ в школе, а также от их индивидуальных особенностей характера.   сожалению, далеко не всегда возможно уверенно отделить школьные трудности, обусловленные внешними обсто€тельствами, от школьных трудностей, причинами которых €вл€ютс€ некоторые индивидуальные нарушени€.

ѕоэтому причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаютс€, как правило, не изолированно, а в совокупности.

ќчень условно их можно разделить на биологические, социальные и эмоциональные.

ќдной из самых распространенных причи
н ранней неуспеваемости, котора€ скорее всего может быть отнесена к первой группе (хот€ и отчетливо т€готеет ко второй) €вл€етс€ тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровн€ школьной зрелости. Ёто могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше "держать" в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступлени€ в первый класс слегка меньше. ќслабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели.  роме того, существует культуральный стереотип, согласно которому мальчиков надо отдавать в школу как можно раньше, потому что спуст€ одиннадцать лет это будет как-то (автору так и не удалось у€снить, как именно) способствовать улучшению ситуации с армией. ј ведь именно у мальчиков в три - п€ть раз чаще наблюдаетс€ задержка в развитии речи и обща€ задержка развити€. ≈сли, вопреки рекомендаци€м специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровн€ школьной зрелости, они просто обречены на отставание.  ак правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занима€сь с ними, или отдав их на обучение по программе 1(4) дл€ шестилетних детей, удаетс€ существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

¬торой причиной школьной неуспеваемости в младших классах, т€готеющей к "биологической группе" €вл€етс€ то, что в школу приход€т соматически ослабленные дети. »х школьна€ зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают зан€ти€, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточитьс€, а следовательно, втора€ половина школьного дн€ проходит дл€ них впустую. “акие дети, разумеетс€, должны посещать школу, но нуждаютс€ в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих меропри€тий. —юда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушени€ми зрени€ и слуха.

—ледующа€, безусловно биологическа€ причина неуспеваемости в начальной школе - это леворукостъ ребенка. ” таких детей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим св€заны вполне определенные характеристики их личности. Ќе вдава€сь в тонкие нейрофизиологические и психологические особенности этого состо€ни€, отметим лишь, что "правополушарные" люди обладают особым "синтетическим" взгл€дом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное воспри€тие действительности. ƒл€ обсуждаемого нами вопроса важно, что все (исключение, быть может, составл€ют программы "вальдорфских" школ, но это сильно на любител€) программы средней школы ориентированы на "левополушарных" детей с преобладанием аналитического, а не синтетического мышлени€.  роме того, существует еще и тот малопри€тный (дл€ левшей) факт, что мы, в отличие от арабов и €понцев, пишем слева направо и, следовательно, ребенок-левша при письме левой рукой закрывает то, что уже написал. Ёта особенность процесса, сами понимаете, тоже не добавл€ет ему успешности. «десь единственный совет - терпение, терпение, терпение. —реди американских профессоров левшей в 20(!) раз больше, чем пишущих правой рукой. “ак что у вашего ребенка все впереди. “ерпите и помогайте терпеть ему. √лавное - это не отбить охоту учитьс€. ѕоощр€йте, всел€йте надежду. ѕри благопри€тно сложившихс€ обсто€тельствах ребенок-левша после окончани€ начальной школы быстро и уверенно догон€ет своих сверстников. ј там недалеко и до американского профессора!

—ледующа€ "околобиологическа€" причина - тот или иной неврологический диагноз. «адержка психического развити€, легка€ степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последстви€ ћћƒ или еще что-нибудь, отдифференцированное изобретательным умом врачей-невропатологов. «десь все коррекционные и лечебные меропри€ти€ производ€тс€ в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо.  ак правило, так оно и есть.

≈ще две причины могут быть условно отнесены к социальной группе. ќдна из них - это педагогическа€ запущенность ребенка. ѕричем хотелось бы отметить, что вовсе не об€зательно речь здесь идет об опустившихс€ родител€х-алкоголиках или дет€х, выросших в наркоманских притонах (случаетс€, к сожалению, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посещают школу. »х судьба - наша обща€ боль и тревога, но сейчас мы говорим не о них.). ѕедагогически запущенные дети встречаютс€ в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семь€х.

–одители ¬олоди решили стать фермерами. ѕ€ть лет они вели хоз€йство где-то в ѕсковской области, боролись с трудност€ми, но потом что-то окончательно не заладилось, да и сына пришло врем€ отдавать в школу. ¬ернулись. ќтец мальчика убеждал мен€, что ¬олод€ может без вреда дл€ здоровь€ спать на снегу, пробежать 40 км на лыжах, управл€ть трактором, заколоть поросенка и подоить корову. ќхотно верю. Ќо мальчик не знает своей фамилии, дней недели, букв и с трудом считает до дес€ти, загиба€ пальцы.

ћама ¬ероники работает парикмахером в престижной гостинице. ќтец - бизнесмен. ƒевочке покупают все, во что она ткнет пальцем. —обираютс€ отдать в частную школу. ¬ероника категорически отказываетс€ учитьс€ и все свое врем€ проводит перед видиком или в уголке с куклами Ѕарби. Ќе знает абсолютно ничего, не может выполнить ни одного тестового задани€. –одители не хот€т "насиловать" ребенка. "Ќас всю жизнь мордовали, пусть хоть дочка отт€нетс€", - говорит мама-парикмахер. "Ќам было трудно, зато дети будут жить при коммунизме!" - похоже, правда? ј говор€т, молодежь теперь друга€...

Ќравитс€ нам это или нет, но детей к школе сегодн€ нужно готовить. ѕомните, что педагогическа€ запущенность - это вовсе не об€зательно гул€ща€ мать и опухший от водки отец.  ак и всегда в жизни, все несколько сложнее...

¬тора€ безусловно социальна€ причина - это плохое обучение в школе. Ќепрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиес€ на детей.  онфликт между педагогом и родител€ми, оп€ть же отражающийс€ на ребенке. Ќездорова€ атмосфера в классе, также замыкающа€с€ на педагоге (например, насаждаемое учителем фискальство).

ѕричиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранна€ программа дл€ обучени€. Ќапример, ребенка с очень средними способност€ми пытаютс€ обучать по программе дл€ одаренных детей или откровенного, художественно одаренного "правополушарника" запихивают в престижную математическую школу.

—ледующа€ социальна€ (и отчасти эмоциональна€) причина плохой успеваемости (в начальной школе она встречаетс€ относительно редко, далее ее удельный вес резко возрастает) - это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные; дружеские отношени€. –ебенок нелюдим или чрезмерно застенчив. »меет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. ≈го дразн€т или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, посто€нно испытывает напр€жение, переживает - в результате страдает успеваемость.

» последн€€, чисто эмоциональна€, но довольно часто встречающа€с€ причина - личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. »ногда это просто несовпадение темпераментов. ¬ практике автора был случай, когда девочка - флегматик отказывалась идти в школу и вообще учитьс€, утвержда€, что испытывает ненависть к учительнице. ѕосле разбора причин этой ненависти вы€снилось, что учительница (между прочим, имеюща€ звание "заслуженный учитель") - холерик, мгновенно вспыхивает и гаснет, ведет уроки на сплошном порыве вдохновени€, и в течение урока может два раза громоподобно обругать и два раза не менее экспансивно и искренне похвалить одного и того же ученика. ƒевочке такие перепады настроени€ были непон€тны и непри€тны (она сама с трудом "заводилась", но потом так же с трудом "остывала"), и в конце концов она решила, что учительница просто "все врет", не испытыва€ на самом деле ровно ничего. Ќаходитьс€ р€дом с посто€нно лгущим человеком ей было очень т€жело, и в качестве способа борьбы она избрала свойственный флегматикам уход из ситуации, то есть решила в школу больше не ходить.

–азличные типы нарушени€ школьных навыков

Ќарушени€ успеваемости, вызываемые социальными и эмоциональными причинами, мы здесь рассматривать не будем. ќни могут выгл€деть как угодно, от (€кобы) снижени€ пам€ти ребенка до категорического отказа идти в школу.  аждый такой случай должен быть рассмотрен индивидуально с участием родителей, школьного психолога и педагога, который непосредственно учит ребенка.

¬ этом разделе мы рассмотрим специфические расстройства развити€ школьных навыков (—––ЎЌ). Ёта группа расстройств про€вл€ет себ€ специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Ёти нарушени€, как правило, не €вл€ютс€ пр€мыми следстви€ми других состо€ний (таких, как умственна€ отсталость, детский церебральный паралич, грубые неврологические дефекты, неоткорректированные зрительные или слуховые повреждени€ или значительные эмоциональные расстройства), хот€ они и могут встречатьс€, как сопутствующие им. —––ЎЌ часто наблюдаетс€ в сочетании с другими клиническими синдромами, такими как расстройство внимани€ или расстройство поведени€ или другими расстройствами развити€, такими как расстройство развити€ моторных функций или специфические расстройства развити€ речи.

ѕроисхождение —––ЎЌ неизвестно, но существует предположение о ведущей роли биологических факторов, которые, однако, наход€тс€ в тесном взаимодействии с факторами небиологическими (такими, как обстановка в семье, наличие благопри€тной возможности дл€ обучени€ и качество обучени€). ’от€ данные нарушени€ св€заны с биологическим созреванием, все же это не значит, что дети с подобным расстройством просто наход€тс€ на более низкой ступени нормального развити€, и с течением времени сами собой догон€т сверстников. ¬о многих случа€х признаки этих нарушений могут продолжатьс€ в подростковом возрасте, сохран€€сь и у взрослых. ƒостаточно часто этому расстройству предшествует задержка или нарушение развити€ речи в более ранние годы.

—реди расстройств группы —––ЎЌ выдел€ют:

1. ƒислекси€ - специфическое нарушение навыков чтени€.

ќсновной признак этого расстройства - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтени€, которое нельз€ объ€снить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрени€ или неадекватного обучени€ в школе. ћогут быть нарушены навыки понимани€ текста, техники чтени€ или выполнени€ заданий, требующих чтени€. — трудност€ми в чтении часто сочетаютс€ трудности в приобретении навыков правильного письма.

ѕри чтении наблюдаютс€:

- медленный темп чтени€;
- пропуски, замены, искажени€ или дополнени€ слов или частей слова;
- попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потер€ места" в тексте и неточности в выражени€х;
- перестановка слов в предложении или букв в словах.

ћожет быть также недостаточность в понимании читаемого, выражающа€с€:

- в неспособности вспомнить факты из прочитанного;
- в неспособности сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;
- в том, что дл€ ответов на вопросы о прочитанной истории используютс€ скорее общие знани€, чем информаци€ из конкретного рассказа.

2. ƒисграфи€ - специфическое нарушение навыков письма.

ѕри этом расстройстве нарушаетс€ как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Ќаблюдаетс€ замена букв, пропуск букв и слогов.

ќчень часто сочетаетс€ с нарушени€ми навыков чтени€ или следует за ними, то есть навыки чтени€ постепенно станов€тс€ удовлетворительными или даже хорошими, а в тетрадках по-прежнему "полный бардак".

3. јкалькули€ - специфическое нарушение арифметических навыков.

«десь дефект касаетс€ основных вычислительных навыков сложени€, вычитани€, умножени€ и делени€ или решени€ задач. “рудности, которые отмечаютс€ в этом случае, могут включать недостаточность в понимании пон€тий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимани€ математических терминов или знаков, нераспознавание числовых знаков, трудность в усвоении пор€дкового выстраивани€ чисел или в усвоении дес€тичных дробей или знаков во врем€ вычислений, плоха€ пространственна€ организаци€ арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножени€.

4. “рудности в обучении - смешанное расстройство школьных навыков.

«десь отмечаетс€ сочетание действи€ двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающеес€ с нарушени€ми внимани€, пам€ти и низкой умственной работоспособностью. ѕри этом часто наблюдаютс€ эмоциональные и поведенческие расстройства, выраженные в большей или меньшей степени.

¬ечный вопрос: "„то делать?"

ƒл€ начала, разумеетс€, необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. ƒл€ этого во всех случа€х разумно посоветоватьс€ со специалистом. ќптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонн€€" встреча - учительница, родители, школьный психолог - предприн€та€, разумеетс€, не дл€ того, чтобы установить: "кто виноват?", а исключительно в интересах ребенка.

¬ зависимости от установленных причин, строитс€ и дальнейша€ стратеги€ и тактика меропри€тий, направленных на коррекцию неуспеваемости.

≈сли вы€вленна€ причина (причины) т€готеет к "биологической" группе, то в первую очередь необходимо думать о правильном лечении основного заболевани€, налаживании режима работы и отдыха ребенка. ¬ последние годы автор с ужасом наблюдает совершенно противоестественную тенденцию в режиме дн€ учеников младших классов. Ќа вопрос: "—колько приблизительно времени занимает у вашего ребенка приготовление уроков?" - родители, не колебл€сь, отвечают: "¬се свободное врем€. ¬от пришли из школы, поели - и за уроки. » до позднего вечера".

ѕодобное положение вещей недопустимо ни с какой точки зрени€. «десь, несомненно, речь идет о неправильной организации рабочего времени ребенка. —колько бы ни задавали в школе (напомним, речь идет о младших классах) и каким бы неспособным ни был ребенок, приготовление уроков в течение шести - восьми часов - нонсенс.  ак правило, подобное извращение нормального процесса наблюдаетс€ у детей с нарушени€ми концентрации внимани€. “акой ребенок не столько делает уроки, сколько гл€дит в окно, потихоньку играет в игрушки, смотрит телевизор или просто мечтает. ¬се его собственные волевые процессы (и так не особенно сильные и развитые), замещены, как правило, волевыми процессами матери или бабушки, котора€ и усаживает ребенка за уроки, и следит за тем, чтобы он не отвлекалс€ (что обычно не получаетс€, потому что у мамы или бабушки свои дела, ребенок не чувствует никакой своей ответственности за происход€щее - отсюда п€ть-шесть часов выматывающего и абсолютно непродуктивного врем€препровождени€).

ќсобенно часто такое положение наблюдаетс€ у детей с той или иной степенью выраженности гипердинамического синдрома. «десь можно посоветовать следующее. ќтдайте ребенка в какую-нибудь очень подвижную спортивную секцию (не в шахматную!). Ёто одновременно будет работать и как коррекци€ основного расстройства (гипердинамии), и как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. ” него будет четка€, пон€тна€ ему самому цель - воврем€ пойти на футбол, и ради этой цели его слабенькие возможности воли и концентрации внимани€ будут работать в полную силу. Ѕолее того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое врем€ посв€щающие приготовлению уроков. «а много лет работы автор не видел ни одного исключени€. ¬се это - вопрос организации времени. » навык этот закладываетс€ именно в начальной, а не в средней, как думают некоторые родители, школе.

ƒл€ детей с нарушени€ми каких-то определенных функций, например кратковременной или долговременной слуховой пам€ти, образного воспри€ти€, процессов анализа или обобщени€, умственной работоспособности и т. д., необходимы специальные коррекционные зан€ти€, дл€ восстановлени€ и тренировки пораженных или просто отстающих в развитии функций. Ќапример, иногда неуспеваемость ребенка по письму или чтению св€зана не с дисграфией или дислексией, а с тем, что у него чрезвычайно мал объем кратковременной пам€ти. ѕосле соответствующих зан€тий объем кратковременной пам€ти возрастает, ребенок начинает понимать, что, собственно, он читает или пишет, и, естественно, резко улучшаетс€ успеваемость по этим предметам. “акие зан€ти€ могут проводить и сами родители, соответственным образом проинструктированные, но лучше, конечно, если это будет делать школьный психолог. —о специфическими нарушени€ми школьных навыков (такими, как дисграфи€ и т. п.) работают по специальным программам педагоги или оп€ть же школьные психологи.

≈сли ребенок - левша, то, как уже говорилось, главным способом терапии его школьных неуспехов €вл€етс€ всемерна€ поддержка и вселение уверенности в то, что имеющиес€ трудности временные и будут успешно преодолены. Ћевшей никогда не ругают за двойки по письму. Ћевшам как можно раньше, на доступном им уровне, разъ€сн€ют особенность их психомоторного устройства, раскрывают их сильные и слабые стороны.
¬прочем, вышесказанное относитс€ практически ко всем дет€м, с любыми причинами школьной неуспеваемости. –одител€м следует не столько пон€ть (кто же этого не понимает!), сколько вз€ть на действенное вооружение простую истину: ребенок не становитс€ сильнее и умнее от перечислени€ и многократного повторени€ списка его недостатков. Ёто, разумеетс€, относитс€ не только к дет€м, но и ко всем люд€м вообще, но младшие школьники в этом отношении особенно у€звимы. ќт дошкольников еще ничего особенного не требуют, а более старшие дети и взрослые уже могут противосто€ть и не соглашатьс€ с €рлыками, которые на них пытаютс€ наклеить. ” младших же школьников самооценка еще только формируетс€, и если ребенку часто говорить, что он тупой бездельник и ни на что не годен, то он довольно быстро сам в это поверит и будет в дальнейшем вести себ€ соответственно.

¬тора€, в общем-то банальна€, истина гласит: дл€ формировани€ целостного образа себ€ дети младшего школьного возраста стрем€тс€ вести себ€ в соответствии с тем, что о них говор€т значимые взрослые. «начимые взрослые - это родители, бабушка с дедушкой, старшие брать€ или сестры, учител€ в школе. ќсознали ответственность? ќценка должна быть взвешенной и аккуратной. Ѕезогл€дно хвалить ребенка так же неполезно, как и посто€нно ругать. –есурс, на который будет опиратьс€ ребенок в своем росте, совершенствовании и преодолении имеющихс€ недостатков развити€, должен быть подлинным, иначе ребенок потерпит неудачу и перестанет вам верить. ѕомните, у јркади€ √айдара: „ук был таким, таким и еще таким, зато √ек умел петь песни...

ѕодлинный и значимый ресурс можно отыскать у любого ребенка. —упероптимистическа€ расхожа€ фраза о том, что все дети, мол, непременно талантливы, как-то не полностью укладываетс€ у автора в голове. ¬роде бы € видела детей, которые талантливыми ни в коем случае не €вл€лись. Ќо ресурс, повтор€ю, есть у любого ребенка. »звестно, например, что практически все дети с синдромом ƒауна (т€желое и практически неизлечимое наследственное заболевание) исключительно доброжелательны и склонны к прочным эмоционально положительным прив€занност€м.

–ебенок должен сам знать о своих ресурсах. —ообщить ребенку о его недостатках - это за нами не задерживаетс€. ј вот так же вдумчиво и подробно рассказать ему о его реально существующих достоинствах - часто ли такое встречаетс€? ќсобенно если речь идет о ребенке, не успевающем в школе. ј ведь ему-то знание своих ресурсов необходимо куда больше, чем его и так преуспевающему сверстнику...

“еперь кратко коснемс€ причин социальных. «десь основной совет: если ваш ребенок плохо успевает в начальной школе, никогда не ругайтесь со школьной учительницей своего ребенка. Ќичего хорошего из этого никогда не выйдет, а вот плохое запросто может воспоследовать. „то бы ни говорила вам учительница, даже если вы с ней категорически не согласны, никогда не спорьте. ћожете задавать вопросы, можете уточн€ть, объ€сн€ть причины или спрашивать совета. Ћучше всего просто кивать головой и говорить:
- ƒа, ћарь€ ѕетровна! Ѕудем работать, ћарь€ ѕетровна! ”же работаем, ћарь€ ѕетровна!

 ажда€ специальность вносит в психику человека свои особенности. ќчень своеобразные люди математики, психологи, летчики-испытатели, артисты цирка. “о же относитс€ и к учител€м начальных классов. »злишний
плюрализм, видимо, как-то преп€тствует качественному исполнению ими профессиональных об€занностей, поэтому мышление большинства ортодоксальных учителей в той или иной степени догматично. ј на вашем ребенке уже висит €рлык - "неуспевающий ученик". ѕоэтому не надо "дразнить гусей" - работайте над преодолением этого отставани€, обеспечивайте дома, в семье, всемерную поддержку ребенку и опору на ресурсы, и с благодарностью выслушивайте все советы учительницы (вне зависимости от того, насколько адекватными и подход€щими именно дл€ вашего ребенка они вам кажутс€).

≈сли же атмосфера в классе откровенно нездорова€, или конфликт вашего ребенка с учителем зашел слишком далеко, оп€ть же не следует ломать копь€, даже если вы борец по природе. "¬ жизни всегда есть место подвигу", но будет лучше, если вы переведете ребенка в другую школу или класс, и подберете себе другое место дл€ бойцовских свершений. ѕсихическое здоровье ребенка безусловно дороже ваших сомнительных "побед" в борьбе с педагогом. ¬ конце концов, плохих педагогов не меньше, чем плохих продавцов или инженеров, а сколько у вас детей?

≈сли же речь идет о конфликте ребенка со всем классом (включа€ или не включа€ учител€), то ваша тактика должна быть кардинально другой. «десь не поможет перевод ребенка в другой класс или школу. ¬се свои проблемы он перенесет туда с собой. Ќеобходимо разобратьс€, в чем причина нарушени€ коммуникации ребенка со сверстниками и, если надо, определить ребенка в психотерапевтическую группу, где имеющиес€ нарушени€ будут откорректированы.

¬озможные последстви€ неуспеваемости в начальной школе

—амым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости €вл€етс€ то, что ребенок в самом начале своих школьных лет тер€ет интерес и стимул к учению. «ачем старатьс€, если все равно € "неспособный", "самый тупой"? ¬се равно у мен€ ничего не выйдет! я и не хочу ничего знать и уметь! ≈сли родители упорно борютс€ с этой установкой, то иногда ее удаетс€ преодолеть, несмотр€ на плохие отметки. –ебенок пишет с чудовищными ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со словами, читает. » это прекрасно. ѕроблемы с русским €зыком, какими бы глубокими и т€желыми они ни были, не исчерпывают школьного обучени€ в целом. ¬едь впереди истори€, физика, хими€.  то знает, какой предмет в будущем может привлечь интерес ребенка! Ќо до них еще надо дожить, сохранить интерес и позитивное отношение к школе и к учебе в целом.

—в€то место, как известно, пусто не бывает, и если ребенок не любит учитьс€, а познавательные интересы у него не сформированы, то ему нужно найти что-то взамен. Ќекоторые отстающие в учебе дети с флегматичным, по преимуществу, темпераментом могут проводить целые дни дома перед телевизором, компьютером или складыва€ детали конструктора. Ќо большинство этим не ограничиваетс€. » их основна€ эмоциональна€ и умственна€ жизнь начинает протекать где-то вне пределов школы, среди таких же, как они, - "тупых", "неспособных", детей из плохих семей.   сожалению, возможные пути развити€ такой жизни слишком очевидны, чтобы была необходимость их перечисл€ть. „тобы это предотвратить, необходимо как можно раньше, пока он еще податлив и управл€ем, предложить неуспевающему ребенку другие, отличные от школьных (где положительных эмоций мало, а отрицательных - пруд пруди) интересы.

≈сли ребенок музыкален, пусть занимаетс€ музыкой (не об€зательно серьезно, в музыкальной школе, можно и попроще - кружок при каком-нибудь клубе, ƒоме детского творчества и т. д.). ≈сли подвижен, гиперактивен - пусть танцует, занимаетс€ скаутингом, спортом. ≈сли ребенок флегматичен и мешковат, и мысль о подвижных играх вызывает у него скуку или головную боль, пусть занимаетс€ авиа- или судомоделированием, строгает, пилит, па€ет, шьет, в€жет или лепит горшки в соответствующей студии или секции. ¬полне веро€тно, что это не станет делом его жизни или даже сколько-нибудь долговременным и серьезным увлечением, но это отвлечет его от помоек, драк, подвалов и бесцельного шатани€ по улицам.

 роме того, психологическим последствием неуспеваемости в начальной школе может стать чрезмерно низка€ самооценка ребенка, его неуверенность в себе. –ебенок уже давно перерос свои ранние проблемы и вполне прилично учитс€, но по-прежнему до рвоты боитс€ контрольных, стесн€етс€ отстаивать собственные интересы, идет на поводу у других, более активных сверстников, вопреки очевидному, твердо уверен в своей личностной непривлекательности и малоценности. „то нужно делать дл€ предупреждени€ такого развити€ событий, было сказано выше. Ќо если это все же произошло, то родител€м такого ребенка необходимо обратитьс€ к специалисту-психологу. „аще всего в таких случа€х примен€етс€ индивидуальна€ или (по показани€м) семейна€ психотерапи€.  ак правило, при активном взаимодействии с семьей специалисту удаетс€ довольно быстро повысить самооценку ребенка до вполне адекватных величин.

"“упой" –омка оказываетс€ не таким уж тупым

»так, истори€ –омки так, как € увидела ее после подробного рассказа мамы и беседы с самим мальчиком.

”добный, флегматичный "тюф€к" до школы никогда и никому не доставл€л никаких огорчений. — рождени€ –омка был очень спокойным ребенком, плакал мало, много спал, а бодрству€, не требовал особого внимани€. »грал с игрушками, о чем-то бубнил сам с собой. Ѕыла легка€ степень задержки развити€ речи (фразова€ речь по€вилась только к двум с половиной годам), но из-за спокойного нрава и врожденной молчаливости мальчика этого никто даже не заметил. ¬ возрасте п€ти лет занималс€ с логопедом по поводу произношени€ шип€щих звуков. «адани€ выполн€л дольше других детей, но раз что-то усвоив, усваивал прочно и навсегда.
¬ детском саду был на очень хорошем счету, так как никогда не доставл€л воспитател€м никаких непри€тностей. Ѕеспрекословно выполн€л все режимные требовани€, не дралс€, не шалил, не хулиганил. ƒети его любили за спокойный нрав и за то, что –омка, не выламыва€сь и не спор€, всегда соглашалс€ играть в любую игру, даже не пыта€сь внести в нее что-то свое.

¬ школе "тюф€к" естественным образом превратилс€ в "тормоза". —уд€ по всему, здесь мы имеем дело не только с врожденными особенност€ми характера и темперамента. —корее всего, в случае –омы мы наблюдаем не очень выраженные про€влени€ расстройства, называемого гиподинамическим синдромом. ” ребенка с гиподинамическим синдромом в результате микрородовой травмы повреждены подкорковые структуры головного мозга, поэтому у него слаба стимул€ци€ активности головного мозга из этих структур. “акой ребенок большую часть времени как бы спит, заторможен. ≈го трудно чем-нибудь заинтересовать и приходитс€ посто€нно тормошить. ѕро –ому мы знаем, что он родилс€ очень крупным ребенком (опасность родовой травмы в этом случае возрастает многократно) и очень много спал в первые мес€цы жизни. “ак что все совпадает. ћама не особенно ходила по врачам, так как поведение и здоровье сына ее вполне устраивало, и ни диагноза ћћƒ, ни диагноза гиподинамического синдрома –оме никто не ставил. ќбычно особенности гиподинамичного ребенка (в отличие от гипердинамичного) поначалу не слишком беспоко€т родителей, и все трудности начинаютс€ только в школьном периоде.

–ома попал к молодой и веселой учительнице. ќна очень понравилась ему, и ее посто€нные, пусть и остроумные, и беззлобные насмешки над его "сонностью" и "отсутствием", мальчик т€жело переживал. —начала –омка старалс€ отличитьс€, про€вить себ€, бер€ достоинствами флегматичного темперамента - упорством и настойчивостью так, как он это делал в детском саду и на зан€ти€х логопеда. Ќо учительница €вно предпочитала "легких" и смышленых детей, а –ома €вно не т€нул. » мальчику стало все равно. ќн сдалс€ и отказалс€ от попыток борьбы. ≈стественно, успеваемость резко упала на самое дно. –ечь пошла об умственной отсталости и индивидуальном обучении.

- ѕо-видимому, придетс€ оставл€ть на второй год, - сообщила € маме при очередной встрече.
- ќй, как же так, доктор!  ак же так! - запричитала мама.
- “ри плюса как минимум, - категорически за€вила €. - ¬торой раз ему будет гораздо легче справл€тьс€ с программой.  ое-что он все-таки усвоил и где-то сможет отличитьс€. Ёто раз. ¬торое - не будет больше насмешливой учительницы. ≈сть среди следующих классов хоть одна учительница-флегматик, вы знаете?
- ƒа, да! - кивнула мама. - »раида Ѕорисовна. “ака€, знаете, полна€, на рыбу похожа€. »менно к ней
директор –ому и предлагал отдать. » она согласна его вз€ть. √оворит: "ћне таких детей жа-алко-о". ј € подумала: "” нее-то –омка уж совсем спать будет..."
- Ќе будет. »менно »раида Ѕорисовна и никто иной. ƒиректор школы абсолютно прав. »менно она поймет –омины особенности и будет с ними считатьс€. » третий плюс - обуча€сь второй год по той же программе, у –омы будет возможность зан€тьс€ чем-нибудь еще. „то он вообще-то любит? ћне он так и не смог ничего сформулировать.

- ƒа ничего он не любит! - с сердцем воскликнула мама. - —идеть перед телевизором, да есть. Ѕольше ничего. ƒаже во двор погул€ть его и то не выгонишь. я предлагала ему, говорю, смотри, какой ты толстый, давай спортом займешьс€, а он только отмахиваетс€.
- Ќу, а что он делает, когда не смотрит телевизор или во врем€ смотрени€?
- ≈ст!.. ј вот еще... Ѕусы мои все распотрошил, сложил в коробочку и нанизывает из них какие-то узоры. ќтец у нас рыбак, так еще от него леска осталась. “ак вот он соберет что-то, потом разберет и оп€ть в коробочку сложит. Ќа следующий день - снова. — самого раннего детства это любил. я теперь смотрю и думаю - и впр€мь он какой-то умственно отсталый!
- ѕрекратите! - разозлилась €. - » не смейте говорить этого при ребенке. ” вас один ребенок, следовательно, он же - самый умный. ј бусы - это как раз тот ресурс, который нам нужен. Ќа следующий год, а можно и пр€мо сейчас, –ома пойдет в кружок бисероплетени€.

- Ќо там же одни девчонки!
- ј вам-то какое до этого дело? „то, –ома - женоненавистник? я что-то этого не заметила. ќн мне рассказывал про свою подружку Ћизу.
- ƒа нет, - вроде бы смутилась мама. - Ќаоборот, с ним девочки лучше играют, чем мальчики. ќн же добрый, и не деретс€ никогда...
- ¬от и прекрасно. ј со спортом придетс€ немного подождать. ѕока поднаберетс€ уверенности. ј где у нас
папа? ’оть иногда по€вл€етс€? „ем может помочь?  ак развлекаетс€?
- ѕо€вл€етс€ - раз в мес€ц, - усмехнулась мама. - ѕодарки привозит. “ормошит его, говорит, что он у теб€
такой бука! –омка его побаиваетс€, по-моему, ждет, когда уйдет. “огда и подарки начинает рассматривать. ј развлечени€ у него простые - пь€нки да гул€нки. ƒа, вот еще на рыбалку с друзь€ми на машинах ездит. ќчень это любит и понимает.  огда вместе жили, всегда рыба свежа€ в доме была.
- ќтлично! ѕусть берет –омку с собой на рыбалку. –омка спокойный, мешать никому не будет, хлопот от него никаких...

- “ак € и пустила!!! — этим...
- ѕустите! ≈ще как! ћальчишку надо выт€гивать, стимулировать ретикул€рную формацию его головного мозга, восстанавливать ее св€зь с корой, иначе...
-  ак-кую ф-формацию? - опешив от моего напора, переспросила мама.
- –етикул€рную! - безапелл€ционно отрезала €. - «начит - рыбалка, »раида Ѕорисовна и кружок бисероплетени€. —ледующа€ €вка - в сент€бре.

¬ конце сент€бр€ –омкина мама послушно привела сына ко мне на прием. я поговорила с мальчиком, выслушала его рассказ о том, как он летом два раза ездил с папой и его друзь€ми на рыбалку, и какую огромную рыбу он поймал в озере.  ружок и »раида Ѕорисовна вызывали покуда сдержанную настороженность. –омка ждал, когда над ним начнут сме€тьс€.

  концу третьей четверти ситуаци€ изменилась радикально. –омкины "фенечки" пользовались в классе бешеной попул€рностью. –омкиной благосклонности добивались. ≈ще один мальчик и две девочки, подружившись с –омой, тоже стали ходить в этот кружок. ƒевочки скоро соскучились и перестали (предпочита€ "по дружбе" выпрашивать "фенечки" у –омки), а мальчик, такой же "тюф€к", прижилс€, и два друга, вместе делающие уроки, а потом согласно плетущие бисер перед телевизором, до сих пор вызывают у обеих мам легкую оторопь. Ќо сомнений в их умственной полноценности ни у кого уже нет, потому что у »раиды Ѕорисовны –омка вполне успевает по всем предметам, а по труду даже считаетс€ лучшим учеником в классе. ”читьс€ ему по-прежнему нелегко, но »раида Ѕорисовна разрешает ему дописывать контрольные на перемене, и эти дополнительные п€тнадцать минут вполне позвол€ют ему укладыватьс€. –аз в четверть учительница проводит дл€ –омы и еще трех классных "тормозов" дополнительные диктанты после уроков, во врем€ которых она диктует медленнее, чем обычно. Ёто позвол€ет "тормозам" получить четверку или даже п€терку. ¬ результате по письму в четверти получаетс€ тверда€ "три". Ќа большее –омка пока не претендует.


јвтор: ≈.¬. ћурашова




COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  

¬ы должны войти, чтобы отправл€ть комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироватьс€

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.