≈рошка.ру
—айт дл€ ѕравославных родителей
ћожно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?
опубликовано:  атерина, ƒата: —реда 29 июл€ 2020 - 18:14:15
Ѕлест€щий практик и попул€ризатор, доктор психологических наук, профессор ћ√” им. ћ. ¬. Ћомоносова ёли€ Ѕорисовна
√иппенрейтер



–одители продолжают Ђвоспитыватьї, вмешиватьс€ в жизнь ребенка,даже когда тот давно вырос.

ё. √.: “акое отношение Ц это насилие над ребенком. » не только над теми, кто вырос, но и над маленькими детьми. ” каждого ребенка свой процесс осмыслени€, свой темп развити€, роста. Ќам нельз€ вмешиватьс€ в этот процесс, тем более вмешиватьс€ неаккуратно. Ёто значит нарушать его! –одители должны быть помощниками: это как с растением Ц его нужно подпитывать, защищать, а не т€нуть за верхушку, не торопить.

Ќо есть еще и внешние требовани€: что ребенок должен уметь к определенному возрастуЕ

ё. √.: ¬еликий математик ¬ладимир јрнольд вспоминал, как в конце первого класса учительница вызвала его мать и сказала: Ђя вашего сына перевести не могу, он до сих пор не выучил таблицу умножени€, складывает в уме числа, вместо того чтобы умножатьї. Ќо у него отец профессор, дед профессор Ц не может быть! » вот что придумала тогда бабушка Ц сделала карты, наподобие игральных, но с примерами: семью восемь или п€тью три. ј на другой стороне Ц ответ. » они стали вместе играть: Ђѕ€тью шестьї. Ц Ђ“ридцатьї, Ц говорит ¬олод€. ќткладывают карточку в одну сторону. ј если неправильный ответ, то в другую. » так с одной стороны стопка карт худела, а с другой росла... “ак он быстро выучил всю таблицу умножени€. ѕочему? ”чительница требовала автоматических ответов, а мальчик вдумывалс€, ему надо было пон€ть. ќна ему грозила наказанием: не переведу. ј бабушка превратила обучение в игру и достигла нужного результата, не принужда€ ребенка, а следу€ за ним.

Ќасколько совпадают интересы школы и родителей?

ё. √.: Ўкола как организаци€ не заинтересована в развитии творческого мышлени€ и самосто€тельности ребенка. ќна построена на спущенных сверху задани€х, программах, методиках. » требует беспрекословного их выполнени€. ѕо сути школа Ц это лаборатори€ по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. ќн исполнитель. ƒл€ творчества у него не остаетс€ времени, мысли. ј волева€ личность рождаетс€, только когда ребенок растет в атмосфере свободы, инициативы, любопытства, поиска.

ѕрин€то думать, что волевой человек как раз может себ€ заставить делать то, чего не хочетЕ


ё. √.: ¬ол€ Ц это пон€тие, неприменимое к действию. ќно применимо к личности. ¬ол€ Ц это свободна€ энерги€, а волева€ личность Ц тот, у кого есть эта энерги€ и кто делает то, что ему интересно. ‘изиолог ѕавлов зарплату забывал получать, обедать забывал, так его увлекали его исследовани€. ƒавайте такую волю у ребенка воспитывать, чтобы он хотел что-то делать и делал, чтобы у него было живое желание и интерес. ј когда его заставл€ют, запугивают, как та учительница, котора€ говорит: ЂЌе переведуї, или Ђ¬се выучили, а ты почему такой глупый?ї Ц в ребенка всел€ют страх и чувство неполноценности. ” него пропадает энерги€, стремление что-то делать. ѕоэтому родител€м приходитс€ сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. ¬дохновл€ть Ц вот задача взрослого. ≈сли школа этого не делает, значит, должны делать родители Ц по крайней мере первые шаги в этом направлении. ќсвободить ребенка от принудиловки, сказать ему: Ђ“ы не долженї.

Ќо можно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?

ё. √.: ѕрежде всего необходимо учитьс€ понимать, чего он действительно хочет и почему он этого хочет.

»нтересное наблюдение сделала одна мама. ≈й казалось, сын испытывает ее терпение: он смотрел много раз подр€д мультфильм, который ей категорически не нравилс€. ј мать упрекала его: Ђ” теб€ есть масса развивающих программ, книг и игр, займись чем-нибудь другим, в конце концов! Ётот мультфильм больше смотреть нельз€ї. ѕосле чего следовали слезы, истерики и обиды. Ќо потом мать прошла курс активного слушани€ и попробовала изменить тактику. Ђ“ы хочешь, чтобы € включила тебе этот мультфильмї, Ц говорит она в утвердительной форме. Ц Ђƒа, хочу смотреть именно этот мультфильм, потому что он мне очень нравитс€!ї Ц Ђ“ебе очень нравитс€ именно этот мультфильмї, Ц говорит она. Ђƒа, очень!ї Ц отвечает мальчик. ћать выдерживает паузу. ЂЌо ты никогда не разрешаешь мне его смотретьї, Ц продолжает мальчик. “огда мама говорит: Ђ“ы сердишьс€ из-за того, что мама не разрешает тебе смотреть мультфильм, который тебе очень нравитс€ї. Ц Ђƒа, мне этого так хочетс€!ї » после паузы: Ђя хочу смотреть фильм с тобой, мамаї. ћы видим, что в ребенке идет какой-то свой, особенный процесс. Ђ“еб€ не было дома целый день, и € очень соскучилс€ї. ћама оп€ть повтор€ет: Ђ“ы очень соскучилс€, мой малыш, и хочешь со мной смотреть мультфильмї. Ц Ђƒа, очень хочуї. ќна обнимает ребенка. ќн бежит в свою комнату, приносит... диск Ђ”чимс€ читатьї и предлагает посмотреть его немного, а потом просто вместе почитать его любимую книгу. „то произошло? ћать услышала наконец, что на самом деле ребенок хотел ласки и понимани€. Ёто парадоксальное поведение Ц рассердить, чтобы получить внимание, Ц очень типично дл€ детей.

«начит, можно иногда разрешить не делать то, чего он не хочет?

ё. √.:  онечно, не всегда надо подчин€тьс€ жестким правилам. ≈сли, например, дочь просит: Ђ–азреши мне не ходить в школу хот€ бы сегодн€. я больше не могу!ї Цпочему бы не разрешить ей это, если вы будете уверены, что она в школе не отстанет. Ќо ребенка важно подстраховывать, защищать.  ак только он начал хромать в каком-нибудь учебном предмете, бейте тревогу. Ќачните вытаскивать его как можно раньше. Ќужно определить, в чем трудность, и вытащить. »наче дальше будет снежный ком проблем. ѕотому что, когда не получаетс€, начинает падать самооценка, ухудшаетс€ мнение о себе. ќно ведь мер€етс€ поступками. ’орошо учусь Ц € молодец. ѕомогаю маме Ц € молодец. –ебенку необходимо хорошо относитьс€ к себе. » если этого нет, если Ђ€ учусь плохо, мама на мен€ сердитс€ї, то ему становитс€ очень плохо. Ќо ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включаетс€ механизм самоспасени€.  ак собака целебную траву, он ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. ќн ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки Ц ему все равно. » потому в возрасте 11Ц13 лет может произойти резкое изменение ценностей: дразню учительницу Ц € молодец; не прихожу домой, лазаю по опасным местам Ц € молодец; хулиганю, ворую Ц молодец. ” подростка снова высока€ самооценка Ц но теперь она измер€етс€ по другой шкале.

” некоторых родителей есть страх: если их ребенок в чем-то не преуспел, то их самих оцен€т как Ђплохого отцаї, Ђплохую матьї.

ё. √.: я сейчас пытаюсь представить себе, как получаютс€ такие родители. Ёто значит, что им самим никогда не давали жить, следу€ собственным спонтанным желани€м, их посто€нно оценивали. ” них не было своего мнени€, они не чувствовали, что имеют право распр€митьс€ во весь рост и сказать свое слово. я бы с такой мамой поговорила о том, что она сама думает о своем ребенке, о том, как она его любит и чем ему помогает. » посоветовала бы никого не слушать!

ƒаже если это учитель?

ё. √.: ≈сть разные варианты общени€, и надо искать подход€щий. ќдна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и прин€лась ругать ее сына: он такой-с€кой, он и п€тое, и дес€тое. Ќо эта мама просто сказала: Ђ«наете, Ќина ѕетровна, € очень люблю своего мальчика!ї » Ќина ѕетровна умолкла. Ёто один вариант ответа. ≈сть и другой, противоположный. Ђ—пасибо, что вы мне это все сказали, € вижу ваше гор€чее желание помочь моему ребенку выбратьс€ из этой непри€тной ситуации. я буду делать то, что вы мне сказалиї. ѕотом прийти и сказать: Ђ¬ы наверн€ка заметили улучшение, и € тоже. я уверена, это благодар€ вашим усили€мї. ”чител€ тоже люди. »х иногда важно успокоить и поддержать. ƒать пон€ть, что цените их работу, уважаете ее. Ќо оценка вашего ребенка остаетс€ в конечном итоге всегда за вами. „то бы вам ни говорили, вы все равно его любите. Ўкола Ц это на врем€. ј ваши отношени€ с ребенком Ц навсегда.





Ќа правах рекламы:
¬ интернет-магазине Ђ арнавальные костюмы дл€ детей и взрослыхї - http://karnavalniy-kostum.ruпредставлен широкий ассортимент карнавальных, новогодних, маскарадных и театральных костюмов. ћы предлагаем костюмы в розницу и оптом от ведущих мировых и отечественных производителей по доступной цене.  ачество наших костюмов отвечает самым высоким требовани€м.

COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   дл€ печати  
 атегории новостей атегории новостей
 ѕасхальный кулич на сметане.
e107 ¬кл. „етверг 29 апрел€ 2021 - 07:53:00 | 6
 »стори€ о короткой дружбе.
e107 ¬кл. —реда 29 июл€ 2020 - 18:15:18 | 0
 Ќезабудка.
e107 ¬кл. ¬торник 24 июл€ 2018 - 14:20:10 | 0
 „удо - ќгонек.
e107 ¬кл. —реда 14 феврал€ 2018 - 16:16:10 | 0
  о дню семьи.
e107 ¬кл. —реда 29 июл€ 2020 - 18:16:03 | 0
 –ождественска€ дама.
e107 ¬кл. „етверг 11 окт€бр€ 2018 - 17:31:04 | 0
 ƒетские пасхальные стихи.
e107 ¬кл. —уббота 07 апрел€ 2018 - 19:26:28 | 0
 ѕроблемы в учебе детей начальной школы.
e107 ¬кл. —реда 29 июл€ 2020 - 18:16:45 | 0
 ћожно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?
e107 ¬кл. —реда 29 июл€ 2020 - 18:14:15 | 0
  ак общатьс€ с ребЄнком?
e107 ¬кл. ¬оскресенье 11 марта 2018 - 03:53:19 | 0
  ому и зачем нужно прощение?
e107 ¬кл. —реда 29 июл€ 2020 - 18:17:23 | 0
 ћысли на каждый день года. 3-€ седмица ¬еликого поста.
e107 ¬кл. ¬торник 26 марта 2019 - 08:00:33 | 0
 ќ любви.
e107 ¬кл. ¬торник 24 июл€ 2018 - 14:20:44 | 0
 „то нам известно о Ѕогородице?
e107 ¬кл. ¬торник 24 июл€ 2018 - 14:21:15 | 0
 ¬олхвы и –ождество.
e107 ¬кл. —уббота 30 декабр€ 2017 - 16:14:52 | 0
 √олгофский  рест.
e107 ¬кл. „етверг 30 но€бр€ 2017 - 18:30:34 | 0
 ”тренн€€ гимнастика - залог здоровь€!
e107 ¬кл. —реда 29 июл€ 2020 - 18:17:59 | 0
  ак повысить иммунитет ребенка.
e107 ¬кл. —реда 01 но€бр€ 2017 - 18:30:40 | 0
 ќтдых с ребенком.
e107 ¬кл. ѕ€тница 12 ма€ 2017 - 05:55:22 | 0
 ’ор.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 21 феврал€ 2016 - 17:29:58 | 0
 ƒлительность нот.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 21 феврал€ 2016 - 17:20:39 | 0
 Ќоты.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 21 феврал€ 2016 - 17:17:50 | 0
  ухонна€ посуда
e107 ¬кл. ѕ€тница 05 феврал€ 2016 - 05:47:32 | 0
  оронаци€ бабушки
e107 ¬кл. —реда 03 феврал€ 2016 - 21:41:08 | 0
  омендантский час дл€ детей хот€т закрепить на федеральном уровне
e107 ¬кл. —реда 03 феврал€ 2016 - 21:23:05 | 0
 »зучаем животный мир: паутина.
e107 ¬кл. „етверг 27 июн€ 2019 - 13:45:49 | 0
 »нтересные факты о растени€х.
e107 ¬кл. ¬торник 24 июл€ 2018 - 14:22:16 | 0
 ¬оспитание чувства правды.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 11 марта 2018 - 04:02:52 | 0
 ѕасхальное €йцо из лоскутков.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 01 апрел€ 2018 - 06:30:56 | 0
 яйца на ѕасху дл€ самых маленьких.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 01 апрел€ 2018 - 06:29:37 | 0
 ѕасхальные €йца. –исование.
e107 ¬кл. ¬оскресенье 01 апрел€ 2018 - 06:29:02 | 0
 ѕрава родителей больного ребенка-3.
e107 ¬кл. —реда 10 декабр€ 2008 - 10:27:59 | 0
 ѕрава родителей больного ребенка-2.
e107 ¬кл. —реда 10 декабр€ 2008 - 10:25:34 | 0
 ѕрава родителей больного ребенка-1.
e107 ¬кл. —реда 10 декабр€ 2008 - 10:20:56 | 0
 ќ —трастной —едмице - дет€м.
e107 ¬кл. ¬торник 11 апрел€ 2017 - 06:23:33 | 0
 јпостольский пост.
e107 ¬кл. —реда 15 июн€ 2016 - 10:21:08 | 0
  ∆итие преподобного јлекси€ человека Ѕожи€
e107 ¬кл. ѕ€тница 01 апрел€ 2016 - 22:35:32 | 0
 ¬ход √осподень в »ерусалим..
e107 ¬кл. ¬оскресенье 01 апрел€ 2018 - 06:31:28 | 0
 ¬еликий ¬торник.
e107 ¬кл. ¬торник 11 апрел€ 2017 - 06:29:36 | 0
 ¬елика€ —реда!!!
e107 ¬кл. ¬торник 11 апрел€ 2017 - 06:26:02 | 0
 јнгелы.
e107 ¬кл. ѕ€тница 12 ма€ 2017 - 05:49:03 | 0
 ѕасхальные узоры.
e107 ¬кл. ¬торник 11 апрел€ 2017 - 00:21:09 | 0
 ’рам.
e107 ¬кл. —реда 15 июн€ 2016 - 10:24:34 | 0
 —олнечные батареи на приусадебном участке
e107 ¬кл. —реда 04 марта 2015 - 21:27:54 | 0
 ¬елосипеды
e107 ¬кл. ѕонедельник 02 феврал€ 2015 - 22:47:02 | 0
 –емонт стартеров
e107 ¬кл. ¬оскресенье 25 €нвар€ 2015 - 04:19:40 | 0
 –асп€тие и √олгофа.
e107 ¬кл. —уббота 04 апрел€ 2015 - 20:25:38 | 0
 ѕлоха€ оценка.
e107 ¬кл. „етверг 01 окт€бр€ 2009 - 23:04:44 | 0
 „то тебе дороже?
e107 ¬кл. „етверг 01 окт€бр€ 2009 - 22:58:06 | 0
 ќ благополучии беременности и родов.
e107 ¬кл. ¬торник 24 июл€ 2018 - 14:23:03 | 0
 ћолитва при трудных родах.
e107 ¬кл. ѕ€тница 12 ма€ 2017 - 05:50:27 | 0
  ормление как духовное общение.
e107 ¬кл. ѕ€тница 16 но€бр€ 2012 - 18:07:30 | 5

—то€ние за »стину 2009-2015. ¬се права защищены.http://www.eroshka.ru.